Теоретическое вступление
Профессиональное самосознание является частью самосознания отражает осознание человеком своей профессиональной идентичности группе. Профессиональное самосознание проявляется в нормах сознания человека, правилах, моделях его профессии, как ориентиры для понимания его собственных черт личности. Степень профессионального самосознания как предпосылка формирования активной жизненной позиции человека, его успеха в профессиональной деятельности является важной частью регулирования текущей учебной деятельности студента.
Развитие самосознания является одним из условий формирования, личный стиль, одна из предпосылок для поиска, наиболее подходящее для него место в профессиональном мире. а также состояние личного профессионального планирования на этапе поступления в профессию во время учебы.
При организации учебных занятий с учащимися необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Принцип деятельности
2. Принцип открытой обратной связи
3. Принцип «здесь и сейчас».
4. Принцип доверия в общении.
Данный комплекс тренингового занятия состоит из 8 занятий:
1. Я как будущий психолог.
2. Личность идеального психолога.
3. Стратегии профессиональной деятельности.
4. Мотивация профессиональной деятельности.
5. Препятствия на пути профессионального становления.
6. Проекции психолога (2 части).
7. Профессия психолога в будущем.
Тренинговое занятие № 1 «Я как будущий психолог»
Цель: способствовать повышению уровня профессионального самосознания педагога-психолога.
Упражнение 1. Знакомство.
Участникам тренинга выдаются листовки, на которых он написан: «Любимый фильм», «Любимый поэт», «Любимый актер», «Любимый певец», «Любимый художник», «Любимый город», «Любимая книга», «Любимый цветок», «Любимый ученик», «Любимая музыка», «Любимое время года», «Любимое животное», «Любимое занятие» и др. Участникам раздаются листовки, на которых он написан. Все называют свои любимые, сопровождаемые кратким комментарием. Время работы 15-20 минут.
Упражнение 2. Метод «Я - Другой, карьера – дело».
Один христианский философ написал: «Цели человеческой жизни вымерли. Человек перестал понимать, ради чего он живет, и у него нет времени думать о смысле жизни. Человеческая жизнь наполнена средствами жизни, которые стали самоцелью.
Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Эта задача поможет вам прояснить, что важно для вас сегодня, а что второстепенно. Оцените свой выбор, щелкнув по ячейкам на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (a, b, c, d), чтобы дать вам баллы с нуля за выбор, который вас не волнует, до трех баллов за выбор, который для вас важнее всего. Нельзя ставить одни и те же точки на одной линии! Время работы - 10-15 минут.
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени;
Б) чтобы преуспеть во всех делах;
C) делать подарки своим друзьям;
D) найти красивое решение трудной проблемы.
2. Мой девиз
A) "Работа не волк, она не сбежит в лес".
Тренинговое занятие № 2 «Стратегии профессиональной деятельности»
Цель: способствовать определению особенностей мотивационной сферы профессиональной деятельности психологов.
Упражнение 1. Домашнее задание.
Данное упражнение направлено на повышение уровня самосознания личности человека через повторение, изученного на предыдущих заданиях.
Вопросы:
– что вы помните из полученных знаний из предыдущего занятия?
– ваши ожидания относительно данного занятия?
– что вы хотите предложить в рамках организации данного занятия?
Упражнение 2. «Я могу, я хочу, я должен».
В течение десятилетий, профориентация использовала схему «могу, хочу, нуждаюсь». Выбор можно считать правильным, когда три «кольца» совпадают. Похоже, это правильно. Но на практике «я могу, хочу и нуждаюсь» разрастается все дальше и дальше друг от друга – «я хочу» одно, «могу» другое, «нужда» третье.
- Почему эта красивая формула не всегда работает? Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить? Какое из этих колец является самым мобильным? Как они соотносятся друг с другом и как они соотносятся с системой мотивов, потребностей и сферой ценностей и смысла?
Под «Можно» мы понимаем совокупность способностей, знаний, навыков и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В подростковом возрасте они отсутствуют, скрыты или не сформированы.
Попытка пересадить на российскую почву систему профессиональных образцов, давно и успешно действующую в Японии, закончилась неудачей по банальным причинам отсутствия материальной базы и кадрового обеспечения. Хотя в некоторых местах фрагменты этой системы все еще работают и дают результаты благодаря усилиям отдельных энтузиастов. Возможности тестирования их прочности в школьных кружках и секциях сильно ограничены. Специализированное образование в большинстве школ понимается как подготовка к высшему образованию, а не как возможность попробовать себя в будущей профессии. Однако даже полный набор необходимых умений, знаний и навыков не является гарантией счастливого выбора - нужно желание работать.
Тренинговое занятие 3 «Личность идеального психолога»
Цель: способствовать оптимизации знаний о том, какие личностные особенности психолога характерны для профессионального самосознания.
Упражнение 1. Приветствие.
Инструкция: Ведущий приглашает участников поздороваться с приветствием народы друг друга из разных стран
- в Новой Зеландии, плечом к плечу;
- в Колумбии - спиной к спине;
- в Зимбабве - коленями;
- в Бразилии они хлопают друг другу в плечи;
- в Македонии - локтями;
- в Японии - бант;
- в Италии - обнимашки;
- В России - пожимают руки.
Упражнение 2. «Переход»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировоззрения.
Материалы: Ассоциативные метафорические карты «Переход» Н. Огненко, О. Болгарской.
Инструкция: Участникам группы предлагается рассмотреть и выбрать карту с изображением, которая бы описывала реальное видение их профессионального пути.
Обсуждение: Каждый участник показывает выбранную карту другим членам группы и отвечает на следующие вопросы [2, с. 35].
Что вы видите?
Где вы находитесь?
Вам нравится? Не нравится?
Тренинговое занятие № 4 «Мотивация профессиональной деятельности»
Цель: Знакомство с различными теориями мотивации; уточнение собственных мотиваций и потребностей на основе самодиагностики. (Методы «Фактические потребности»), индивидуальные и групповые упражнения по теме сессии.
Упражнение 1. Упражнение «За двумя зайцами» (по методике Е.А. Головахи).
Прочитайте суждения и выберите два из них, которые лучше всего подходят вам:
1. В полной мере осознать свои профессиональные взгляды, возможность, силу воли.
2. Достичь высокого социального статуса, славы, признания со стороны окружающих.
3. Получать высокий доход, обеспечивая хорошие материальные условия.
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрывать свой интеллектуальный потенциал.
5. Работать в хороших условиях, таким образом, чтобы работа не была утомительно, не вызывало отрицательных эмоций.
6. Экономили достаточно энергии и времени для хобби, общения с друзьями и семьей.
Если выбранные вами суждения находятся в первых четырех пунктах (профессиональная мотивация), то это значит, что в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (профессиональный рост и карьера). Если выбранные Вами решения имеют 5 и 6 баллов (внепрофессиональная мотивация), это означает, что в данный момент Вас больше волнуют вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессионалом). Если выбранные суждения находятся в разных точках стола, то ваша мотивация... спорна. Решите, что для вас сейчас важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы. Соответствуют ли результаты вашим представлениям о себе?
Тренинговое занятие № 5 «Препятствия на пути профессионального становления»
Цель: способствовать изобретению стратегий и форм работы относительно преодоления препятствий профессионального становления.
Упражнение 1. «Преодоление препятствий»
Цепочка упражнений: показать участникам возможные ошибки в постановке целей для подчиненных.
Необходимые материалы: стулья, препятствия: клейкая лента или веревка, повязка на глаза.
Время: 20 минут.
Инструкции тренера: «Для этой игры мне нужны 2 добровольца, чтобы выступать в роли лидеров. Их задача – набрать в свою команду оставшихся участников. Результат должен быть 2 равными по количеству игроков в команде.
Итак, вы – две команды. Теперь твои «лидеры» завяжут тебе глаза и приведут тебя на «полосу препятствий». Вы должны, руководствуясь подсказками ваших «менеджеров», добраться до финиша, не задевая препятствий и не выходя на неправильную полосу. Если хотя бы одно из условий не будет выполнено – участник будет возвращен на старт. Задача лидера - привести свою команду к финишу в кратчайшие сроки. Только слова могут помочь «подчиненным».
Упражнения 2 «Прогресс».
Отбираются 2 добровольца, которые получают команду «подчиненных». Их задача – завязать участникам глаза и вывести их на подготовленную «полосу препятствий», ограниченную веревками и клейкой лентой. У каждой команды своя трасса препятствий с размещенными на ней препятствиями. В минимальное время необходимо провести «подчиненных» от старта до финиша.
Тренинговое занятие № 6 «Профессиональные проекции»
Цель: способствовать выработке стратегий и тенденций развития, которые оказывают влияние на преодоление барьеров в профессиональной деятельности.
Упражнения 1. Послание
Цель: диагностика эмоционального состояния членов группы.
Инструкция. Каждый участник должен обратиться к соседу справа и попытаться распознать информацию, которую несет его одежда и внешность. Например, он может сказать: «Одежда и внешность моего правого соседа говорят: «Держись от меня подальше» или «Я хочу спрятаться, замаскироваться, чтобы никто не обращал на меня внимания». Сосед справа рассказывает мне, насколько правдивы были эти утверждения. Затем процедура повторяется по кругу.
Упражнение 2. Психологические технологии обнаружения проекции
Назначение: получение каждым участником обратной связи от членов группы, понимание собственных передаточных характеристик.
Инструкция. Участники должны представить других членов группы в качестве психологов. На основе этих представлений необходимо выделить особенности, присущие каждому члену группы, и проинформировать о них. Процедура организована следующим образом: каждый из членов группы слегка перемещается по кругу. Затем каждый из участников, обращаясь к нему, завершает предложение «Как психолог, ты...» или «Если бы ты был моим психологом, я бы подумал...».
Тренинговое занятие № 7 «Профессиональные проекции» часть 2
Цель: закрепление знаний, полученных в ходе изучения профессиональных проекций
Упражнение 1. Внутреннее состояние
Цель: история его внутреннего состояния «здесь и сейчас».
Инструкция. Возьмите лист бумаги (размер A4, разрезанный на 4 части) и попробуйте использовать краски и карандаши для отражения своего внутреннего состояния.
Поделитесь своим состоянием с другими участниками тренинга.
Упражнение 2. «Проводник»
Назначение: осведомленность о стратегиях помощи.
Инструкция. Разделить на две подгруппы: #1 и 2. При этом обе подгруппы получают задание: в течение всего эксперимента следить за своими ощущениями и осознавать, что с ними происходит.
Первый этап. Подгруппа #1 получает следующую инструкцию: оглянитесь вокруг и мысленно выберите объект в комнате, место, до которого можно дотянуться. Затем члены подгруппы №1 закрывают глаза и отворачиваются от стены.
Подгруппа 2 устанавливает различные препятствия в комнате: стулья, столы и т.д. После того, как препятствия установлены, подгруппа Номер 1, с закрытыми глазами, начинает сознательно двигаться по комнате, пытаясь добраться до намеченной цели. Через 2-3 минуты тренер дает команду открыть глаза и убедиться, что цель достигнута.
Второй этап. Подгруппа №1 снова дает команду разойтись и закрыть глаза. После этого каждый член подгруппы №2 выбирает «подопечного» из подгруппы №1 и получает инструкции, которые не должны быть услышаны другой подгруппой: отвезти подопечного туда, куда, по его мнению, он должен пойти.
Тренинговое занятие № 8 «Профессия психолога в будущем»
Цель: определить особенности формирования профессионального самосознания через призму профессионального планирования
Упражнение 1. Футуропрактика
Цель: связать будущие идеи с реальностью.
Инструкция. Представьте, что прошло 5 (7, 10) лет. У вас есть возможность жить в будущем. После моей команды в течение 15 минут вы можете свободно жить в этом пространстве: свободно передвигаться или сидеть, молчать или разговаривать, устанавливать контакты, работать, заключать сделки и т.д. Время вышло.
Через 15 минут ведущий останавливает процесс. Участники садится. Организуется дискуссия. Важно выяснить, кто представляет себя в будущем, какой деятельностью он занимается, как ему удалось жить в этом пространстве.
После размышлений ведущий сообщает, что есть возможность исправить, закончить, изменить то, что не устраивает, и еще 15 минут группа живет в будущем.
Дискуссия организуется в общем кругу или втроем. Важно уточнить следующие вопросы:
Связана ли будущая деятельность с психологической консультацией?
Что вы узнали о себе в результате упражнения?
Как то, что вы сделали в упражнении, похоже на вашу жизнь?
Что Вы можете сделать сегодня, чтобы достичь своих целей в будущем?
Упражнение 2. Мое профессиональное будущее
Назначение: путешествие в будущее.
Инструкция. В начале упражнения тренер предлагает каждому занять удобное положение и закрыть глаза.