ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ № 1.
Сравнительный анализ трех подходов рассмотрения личности в современной психологии
Рассмотрим основные подходы к определению личности:
1. Клинический подход. Клиническая психология исходит из того же представления о личности, что и психиатрия. Внимание клиницистов сосредоточено на защитных механизмах и методах адаптации к социальным воздействиям. Клиницисты оценивают эмоциональные конфликты, которые испытывает человек, и пытаются их разрешить. Клинические психологи считают стресс основным источником девиантного поведения. В то время как социологи фокусируются на внешнем стрессе или давлении окружающей среды, клиницисты и психиатры фокусируются на внутреннем стрессе и напряжении, возникающем в результате внешнего давления.
Как правило, стрессовыми реакциями являются:
– агрессивность в результате чувства гнева или враждебности;
– самолечение, как физически, так и психологически, с целью ослабления вовлеченности и повышения сопротивляемости и защитного торможения;
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ № 2.
Проблемы типологизации и индивидуализации в психологии личности
Персонология (лат. persona - личность, личность, маска; греческий. λόγος - слово, мысль, смысл) - интегральное направление психологии личности, развивающееся на основе междисциплинарных исследований, субъектом которых является личность в её различных гносеологических, онтологических и культурных позициях.
Эксперты называют темперамент набором индивидуальных динамических поведенческих признаков, на основе которых развивается и формируется характер. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, неправильно предполагать, что эти понятия являются синонимами, но в то же время их тесная взаимосвязь очевидна.
Под темпераментом мы понимаем совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии также делятся по определению: темперамент обусловлен различными биологическими характеристиками человека, в то время как характер определяется, прежде всего, социальной средой, в которой он существует и развивается. Таким образом, можно обобщить, что в разных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, о которых нельзя сказать об темпераменте: он обычно остается неизменным во всех условиях. Кроме того, характер не в последнюю очередь обусловлен образованием и культурой, в то время как на темперамент сильно влияют индивидуальные особенности нервной системы.
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ № 3.
Самосознание личности и основные тенденции его развития
Самосознание существует не только в разных формах и на разных уровнях, но и в различной степени проявления и утонченности. Когда человек воспринимает какую-либо группу субъектов, то с этим связана «схема тела», с которой связано место, занимаемое его телом в системе других субъектов, и их пространственные и временные характеристики, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им субъектов и др. Однако все эти факты сознания в данном случае находятся не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Сознание человека непосредственно направлено на внешние объекты. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг объектов его сознательного опыта. В этом случае сознание выражается как бы «неявно».
Структура образа «Я» выражается в том, что человек понимает свою идентичность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Опыт формирования своим «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Годовой ребенок начинает осознавать разницу между чувствами собственного тела и чувствами, вызванными внешними объектами.
Система социальных и моральных самооценок начинает формироваться в подростковом возрасте и с юных лет, завершая процесс создания «Образа Я». В подростковом возрасте резко расширяется объем и глубина восприятия другого человека. В то же время, самосознание и рефлексия своего "Я" становится главным моментом развития психики. Развивается рефлексивная способность. Образ «Я» – это относительно устойчивый, в той или иной степени сознательный, переживаемый как уникальная система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ № 4.
Мотивационно-потребностная сфера личности и смысловая сфера личности, основные тенденции их развития
Мотивационно-потребностная сфера представляет собой определенную сферу личности, которая определяет особенности потребностей и мотивационной сферы личности.
Основными динамическими характеристиками личности, которые могут изменяться являются такие как потребности – ощущение нужды в чем- либо и мотивы – осознанные побуждения в рамках реализации определенной потребности.
Основными смысловыми характеристиками являются такие как смыслы и ценности. Они представляют основу мотивационного стиля личности.
Существуют две основные функции потребностей личности: сигнализация и побуждение. Первая заключается в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о возникновении дефицита, изменении состояния (физического или умственного), потребности в чем-то. Именно измененное состояние, о котором человек знает или о котором он находится в бессознательном состоянии, является сигналом, провоцирующим деятельность. Вторая функция заключается в стимулировании активности, активности для удовлетворения потребности, с целью устранения или укрепления нужного состояния. - блок потребностей, который включает в себя биологические, социальные потребности.
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ № 5.
Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности и развитие личности как становление основных форм саморегуляции»
Формирование личности идет рука об руку с формированием индивидуальности. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли человека, но и от его индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли). Это объясняет, почему различные социальные типы личности могут существовать в условиях одной и той же этносоциальной среды.
Социализация – это процесс формирования личности путем овладения индивидом основным набором духовных ценностей, разработанных человечеством. Индивидуализация – это процесс формирования личности посредством отбора, информации, полученной индивидом из окружающей его среды, в производстве новых духовных ценностей, значимых для общества. Индивидуализация происходит главным образом посредством выбора (книги, друзья, профессия, место работы и жительства и т.д.). Социализация достигается главным образом посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность работать и т.д.). Социализация является обязанностью человека, в то время как индивидуализация – это его право.
«Моральный выбор – это осознанное предпочтение человека определенному типу поведения в соответствии с личными или общественными нравственными установками.