Практическое задание к лекции №1
Практическое задание к лекции №2
Практическое задание к лекции №3
Практическое задание к лекции №4
Практическое задание к лекции №1
Задание: известно, что в традиционных обществах изменения в общественной жизни происходили медленно, в течение веков. Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать предназначенному ролью, даже если эта роль – роль короля. Может ли считаться и быть свободным человек в рамках культуры традиционного общества? Насколько в современном обществе человек зависим от своих ролей?
Ответ
Говорить о полной свободе человека было невозможно раньше, также это невозможно и сейчас. Человек всегда был, есть и будет зависим от чего-либо. Культура того или иного общества всегда подразумевает определенные рамки и границы: нормы поведения, социальные роли. Нам навязывают эти роли в обществе, редко не спрашивая нашего желания. Так в средние века, если ты родился в семье крестьянина, то очень большая вероятность, что ты продолжишь существование в этом социальном слое. Кастовое распределение общества в давние времена было абсолютно нормальным делом, общество в целом нормально функционировало. Сегодня, мы не можем наблюдать четкого кастового распределения (хотя, например, в современной Индии оно имеет место по сей день), но отражение традиций прошлого все же встречается довольно часто.
Так, распространено мнение, что если ты был рожден, к примеру, в семье педагогов, то непременно должен продолжать дело своей семьи. Однако, ты можешь пойти своим собственным путем, выбрав другую стезю, и при этом не будешь осужден со стороны общества.
Практическое задание к лекции №2
Какая из концепций
А) антропогенеза
Б) культурогенеза
представляется Вам более обоснованной и почему. Приведите соответствующие аргументы.
Ответ
Существует 5 концепций атропогенеза: концепция божественного начала, эволюции, трудовая концепция, мутационная и концепция внеземного происхождения.
Каждая из этих концепций по праву может быть верной и имеет свои аргументы и постулаты. Однако, по моему мнению, наиболее обоснованными и реальными представляются концепции эволюции и внеземного происхождения человечества.
Остальные теории слишком размыты и мало доказаны.
У эволюционной концепции очень много аргументов и она имеет широкое распространение. Да, можно поверить в то, что человек разумный развился от человекообразной обезьяны, однако трудно полностью поверить, что такой сложный организм развился из когда-то примитивного существа.
То, что мы произошли из космоса, также мнение довольно распространенное, однако доказательной базы у этой концепции нет из-за недостаточности развития современной науки.
Практическое задание к лекции №3
Можно ли сказать, что человек живёт бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни? А что, по Вашему мнению, может наполнить жизнь смыслом? Аргументируйте свой ответ.
Ответ
Проблемы смысла жизни – одна из фундаментальных в истории человечества. Об этом спорили древние греки, философы средневековья, ученые современности и каждый из нас хотя бы раз задавал себе этот вопрос: в чем смысл существования?
Каждому человеку важно быть важным, оставить свой след в истории. Нам хотелось бы, чтобы нас помнили после нашей смерти. О нас могут помнить по нашим добрым делам и поступкам, кто-то сделал легендарный прорыв в науке, кто-то оставил после себя музыкальное произведение, картину, книгу и т.д. Для кого-то достаточно просто прожить свою жизнь наполнено, быть хорошей матерью, дочерью, подругой и др.
Практическое задание к лекции №4
Раскройте сущность таких фундаментальных онтологических характеристик человека, как
1) несводимость
2) незаменимость
3) неповторимость
4) невыразимость
5) непредопределённость
Ответ
Несводимость – в случае с человеком, можно сказать что он несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не привязан ни к климату, ни к пище – может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией – он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек-слесарь, человек-художник, человек-депутат. В целом несводимость это свойство вселенной, каждый элемент которой имеет свои несводимые элементы, законы, закономерности и т.д.
Незаменимость выражается в том, что у каждого человека есть работа, дело, которое никто за него не возьмет на себя. Вся проблема в том, чтобы найти свое призвание, такое уникальное «свое» место. Если каждый будет повторять поступки и мысли других людей, не вкладывая часть себя, не пытаясь участвовать в сотворении мира, то такой мир рухнет.