Задание
1) Найдите текст, в котором излагаются результаты какого-либо психологического исследования, проведенного с использованием статистических методов. Это может быть теоретическое или прикладное исследование на любую тему и любого жанра (статья в научном журнале, глава в книге, маркетинговый отчет…), главное – чтобы в нем достаточно развернуто был описан статистический инструментарий и полученные с его помощью результаты.
2) Укажите, какие переменные фигурируют в исследовании, и определите тип шкалы для каждой переменной.
3) Укажите, какова гипотеза исследования, и какой статистический метод используется для ее проверки. Если гипотез в исследовании несколько, укажите метод проверки отдельно для каждой.
4) Дайте развернутый обоснованный ответ на вопрос, насколько выбранный статистический метод соответствует типам шкал и проверяемой гипотезе.
5) Предложите возможные пути усовершенствования статистического инструментария исследования. Если Вы считаете выбор метода неверным, объясните суть ошибки и укажите, как ее исправить. Если метод правильный, предложите дополнительные методы, которые могли бы улучшить качество исследования.
Ответ
1. Источник: Щербинина О.А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / О.А. Щербинина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №3. – С. 108-112.
https: // cyberleninka.ru/article/n/ vzaimosvyaz-trevozhnosti- sotsiometricheskogo-statusa-i-samootsenki-mladshih-podrostkov
В данной статье приведены результаты исследования взаимосвязи тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков.
В статье развернуто описан статистический инструментарий, который применялся для проверки гипотез. В качестве методов математической обработки применялись коэффициент ранговой корреляции Спирмена и t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
С помощью статистического инструментария были получены следующие данные: в результате применения параметрического критерия Стьюдента для независимых выборок с целью выявления различий в средних значениях исследуемых шкал личностной тревожности позволило установить, что у учащихся исследуемой выборки достоверно выше средние показатели школьной тревожности (р<0,05 для t = 2.3).
На следующем этапе путем применения коэффициента ранговой корреляции Спирмена были установлены внутренние прямые корреляционные взаимосвязи между отдельными шкалами личностной тревожности, измеренных по методике А.М. Прихожан. Кроме взаимосвязи всех шкал личностной тревожности с интегральной шкалой тревожности было установлено, что также присутствует взаимосвязь между межличностной и самооценочной тревожностью (при r = 0.36), а также показателями межличностной и магической тревожностью (при r = 0.431).
При дальнейшей статистической обработке с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена были установлены внутренние корреляционные взаимосвязи показателя уровня притязаний; внутренние связи разных шкал самооценки испытуемых исследуемой выборки.
На следующем этапе были установлены достоверно значимые корреляционные связи между рядом изучаемых параметров:
- связь между общим уровнем самооценки подростков и показателем межличностной тревожности (r = 0.287 при р < 0,01);