Введение
Специфика эстрадной драматургии. Ее уникальность
Режиссерский анализ пьесы
Заключение
Список литературы
Введение
Вопросы музыкальной драматургии, причем не только оперы, но и произведений симфонических, камерно-инструментальных и вокальных и др., привлекают в последние десятилетия пристальное внимание специалистов. Это неудивительно, если учесть, с одной стороны, тягу современного искусства к концепционности, к сложным, порой зашифрованным образным ходам, что повышает требования к «драматургичности» композиторского мышления, и, с другой стороны – характер современного музыкознания с его устремленностью к эстетической, гуманитарной проблематике, к постижению произведения как художественной ценности». Эти слова, обращенные к произведениям академической музыки, по праву можно отнести и к музыке эстрадной. Несмотря на то, что современное музыковедение расширяет свои границы, проблематика эстрадной песни в разных аспектах ее изучения не находит должной оценки. Тем более это касается проблем музыкальной драматургии – категории, разработанной исключительно на материале оперной, симфонической, камерной академической музыки.
Цель работы: изучить специфику эстрадной драматургии, а также выполнить режиссерский анализ пьесы.
Специфика эстрадной драматургии. Ее уникальность
Драматургия является родом литературы. Так, в «Театральной энциклопедии» понятие «драматургия» формулируется как «...род литературы в диалогической форме, предназначенный для сценического воплощения». Да и в других, более поздних энциклопедических изданиях, драматургия определяется прежде всего как «род литературный».
Однако диалогическая форма, то есть слово как выразительное средство создания художественного образа не является обязательной составляющей в искусстве эстрады. Существует огромное количество жанров, где слово вообще отсутствует. Как, например, быть с таким видом эстрадного искусства, как пантомима? Там не звучит ни единого слова! Следовательно, по отношению к эстраде определять драматургию номера только как диалогическую форму будет неправильным. Такое определение хотя и верно для речевого рода эстрады и его жанровых разновидностей, но неприменимо к эстраде в целом.
Среди режиссеров, актеров, критиков и исследователей искусства эстрады давно вошли в обиход обороты «драматургия пантомимического номера», «драматургическое построение танцевального номера», «драматургическая основа оригинального и эстрадно-циркового номера», и т.д. И все эти определения не имеют никакого отношения к слову. Таким образом, складывается, например, следующее положение: артист в номере молчит, но драматургия номера присутствует. И тут можно говорить о том, что используется иной язык – жеста, пластики, танца. Причем разные исследователи утверждают, что значительную часть информации в театре, на эстраде, в цирке человек получает именно благодаря зрению. Для слов остается не более 20 процентов.
Режиссерский анализ пьесы
Для режиссерского анализа была выбрана пьеса «Н.Г. Гоголя «Ревизор». Обоснование выбора пьесы: В «Ревизоре» автор пьесы решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда было известно, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости. По причине этого данная тема является интересной и актуальной всегда, в любое время.
Тема пьесы: данная пьеса хорошо раскрывает пороки общества, чиновничество и беспредел, который совершало чиновничество. Также в пьесе хорошо показано и отражено лицемерие духовная бедность и общечеловеческая глупость. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.
Идея: разоблачение людей, которые борются за свое место в обществе.
Конфликт: заключается в пьесе в том, что у Хлестакова в его тяге быть писателем присутствует устремление к духовному самосовершенствованию, но материальная потребность мешает ему.
Завязка пьесы: когда в городе получают письмо о том, что к ним едет ревизор.
Кульминация: когда Хлестаков, пожив за счет чиновников и набрав от них денег, уезжает.
Развязка: когда они в конце читают письмо Хлестакова своему другу, и узнают, что он не настоящий ревизор, а потом приходит жандарм и говорит, что настоящий – ждет их всех к себе.
Финал: известие о том, что Хлестаков не настоящий ревизор из его письма другу.
Заключение
В изучении художественных законов драматургии эстрадного представления одинаково важное значение имеют я процесс освоения «классических» закономерностей структуры эстрадного сценария, и чуткое отношение эстрадного автора, режиссера-драматурга к изменчивым требованиям современного зрителя. Специфика драматургии концерта заключается в том, что она рассчитана не на чтение глазами, а на слуховое восприятие, как устная литература. Восприятие на слух требует броскости, афористичности, занимательности и одновременно предельной ясности высказываний. Концертные номера по языку и теме, характеру юмора должны быть доступны массовой аудитории, объединяющей людей разного уровня образованности, интеллекта, социальной зрелости. Эстрадные драматурги в жанре конферанса, пародии или куплета, используют случай, забавный анекдот, дающий материал для обрисовки нравов. Однако любое произведение малой формы не жизнеспособно. Невозможно собрать публику для восприятия одной трехминутной песни или одного танцевального номера. Даже театральная миниатюра, рассчитанная на 10-15 минут, не способна удержать внимание собравшихся зрителей, если помимо нее публике больше ничего не будет предложено. Следовательно, эстрадные концертные номера для их показа должны объединяться друг с другом, образуя более или менее протяженные программы, а объединяясь с другими видами досуга, эстрадные выступления проходят в самых различных условиях – под открытым небом, в концертных залах и Дворцах спорта, на арене цирка.