1. Особенности формирования культуры Древнего Рима. Влияние греческой культуры. Выдающиеся памятники
2. Франциск Скорина и начало белорусского книгопечатания
Список использованных источников
1. Особенности формирования культуры Древнего Рима. Влияние греческой культуры. Выдающиеся памятники
Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и опенок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап Античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре — религии, философии, науке, искусстве, литературе, — Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.
Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.
Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.
Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив. они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по- своему и более четко определяли качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки», как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.
2. Франциск Скорина и начало белорусского книгопечатания
Родился Франциск Скорина около 1490 года в семье купца Луки (Лукиана) в городе Полоцке, который в то время являлся одним из крупнейших политических и культурных центров Великого княжества Литовского.
Начальное образование юный Франциск получил в родительском доме, где постигал азы чтения и письма, а затем изучал латинский язык в школе при Полоцком бернардинском монастыре, основанном в 1498 году по инициативе великого князя Александра Ягеллона.
В 1504 году "сын из славного града Полацка" поступил в один из лучших европейских университетов того времени – Краковский – на факультет "вольных искусств" и спустя два года получил свою первую ученую степень – бакалавра философии.
В студенческие годы среди увлечений Франциска была и медицина: согласно данным биографов, спустя несколько лет в стенах alma mater он получил степень магистра, а в 1512 году – блестяще сдал экстерном экзамен доктора медицины в Падуанском университете.
О природном даровании и усердии молодого учёного ходили легенды, а в актовых записях отмечается, что "сын господина Луки Скорины из Полоцка проявил себя похвально и превосходно". И сегодня портрет белорусского доктора можно найти в университетской галерее среди других выпускников, именитых учёных из разных европейских стран.
Согласно одной из версий, в 1512 – 1516 годах Франциск Скорина служил личным лекарем и секретарём сына литовского короля Сигизмунда І Старого – княжича Яна, с которым познакомился ещё во время обучения в Болонском университете [5].
Издательскую деятельность Франциск Скорина начал в Праге, где при поддержке купцов-меценатов из Полоцка и Вильно основал типографию, а уже в 1517 году опубликовал "Псалтырь" в переводе на старобелорусский язык, которая стал первым изданием в истории национального и восточнославянского книгопечатания.
1. Алексютович, Н.О. Скорина его деятельность и мировоззрение / Н.О. Алексютович. – Мн.: Нар. Асвета, 1958. – 167 с.
2. Аниченко, В.В. Франциск (Георгий) Скорина / В.В. Аниченко // Русская речь. – 1970. – № 3. – С. 41 – 49.
3. Античная культура Словарь-справочник М., 1994.
4. Боннар Андре. Древняя Греция в 2-х т. М., 1992.
5. Владимиров, П.В. Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык / П.В. Владимиров. – СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1988. – 414 с.
6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып.1. М., 1986.
7. Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры: Троя, Крит, Микены. М., 1961.