ВВЕДЕНИЕ
Постановка голоса – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, для пения в том или ином жанре вокального искусства. Поставленный голос обладает повышенной выносливостью, красивым тембром, устойчивостью, большой силой и диапазоном.
В первые месяцы работы над постановкой голоса большое внимание необходимо сосредоточить на освоении начальных факторов, таких, как манера удобно и красиво стоять, спокойно и правильно брать дыхание, свободно атаковать звук. Указания педагога должны быть направлены на нахождение естественности и свободы процесса звукообразования. Требования усложняются постепенно в зависимости от восприимчивости студентом ранее предложенного материала.
Работа всегда должна быть направлена на устранение недостатков в соответствии с индивидуальными возможностями каждого студента. Все упражнения подчинены главной цели – формированию и перспективному развитию свободной певческой эмиссии тона.
В процессе звукообразования все части голосового аппарата (дыхательные органы, голосовые связки, гортань, резонаторы) находятся в определенном взаимодействии, и если нарушить баланс этого взаимодействия, то невозможно будет добиться хороших результатов.
Вопрос 1. Основы постановки голоса. Понятие «опора» звука. Резонаторы. Новая теория голосообразования. Опосредованное воздействие на голос. Три атаки звука (начало голосообразования). Упражнения для воспитания мягкой атаки.
Постановка голоса – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, для пения в том или ином жанре вокального искусства. Поставленный голос обладает повышенной выносливостью, красивым тембром, устойчивостью, большой силой и диапазоном.
Постановка голоса имеет большое значение для будущего учителя музыки: он должен быть всесторонне развит и эрудирован не только в эстетическом плане, но и в отношении технических способов достижения эстетических идеалов. Поэтому основополагающим предметом является урок вокала, где идет обучение практическим и теоретическим основам правильного произношения, звукообразования. Знание физиологической природы голоса необходимо будущему учителю не только для того, чтобы научиться сознательно управлять собственным голосом, находить его скрытые резервы, постоянно совершенствовать и оберегать его от различного рода расстройств, но и для того, чтобы уметь передавать свои представления о голосе и свой опыт ученикам, что в высшей степени важно для педагогической деятельности.
Если студент регулярно занимается постановкой голоса, то у него улучшается тембр, увеличивается сила звука, расширяется диапазон, начинает звучать голос на хорошей опоре, звук округляется.
Опора звука – это важнейшее ощущение во время пения, благодаря которому поющий получает возможность спокойно и свободно распоряжаться своим голосом, а слушатели с удовольствием воспринимают его пение.
Вопрос 2. Дикция. Раскрыть понятие «дикция». Строение голосоречевого аппарата. Значение артикуляционной гимнастики. Привести несколько упражнений для тренировки губ, языка, нижней челюсти.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Итак, дикция (от греч. произношение) – это ясность, понятность, выразительность слова.
Принято различать 3 вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческая речь. Певческое произношение ближе к сценической речи, однако, между ними есть существенное различие. Голос в речи характеризуется неустойчивостью отдельных тонов, а в пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи, и подчинено требованиям музыки.
Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.
Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.
Вопрос 3. Орфографический и логический анализ отрывка описательного характера.
Логический разбор текста является основным средством достижения максимальной выразительности чтения.
Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются все занятия по технике речи.
Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, творческая его разработка и «приближение к себе».
Вся подготовительная работа от первого прочтения и до исполнения перед слушателями сводится к тому, что исполнитель стремится текст автора делать своим, чтец стремится встать на место автора.
Тщательно проанализировав литературный материал, студент должен создать свой исполнительский замысел.
С чего же начинать работу над текстом?
Прежде всего нужно, ознакомившись с литературным произведением, высказать (сформулировать) свое мнение, впечатление – это подведет к выводу об основной идее отрывка.
Для конкретного выражения идеи художественными средствами, т.е. в образах, картинах автор выбирает тему (о чем он пишет).
Идея - как бы душа произведения, тема – тело его.
Законы, которые помогают понять мысль автора и верно передать ее смысл в звучащей речи, называются законами логики речи.
Ключевой этап устного прочтения – логическое чтение, донесение смысла текста в грамотной, понятной форме.
Логический разбор основан на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация — безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией.
Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления.
Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой.
1. Агин, М.С. Вопросы вокального образования: методические рекомендации для преподавателей вузов м средних специальных учебных заведений / редактор-составитель М.С. Агин. – М. – СПб, 2006. – 172 с.
2. Абдулин, Е.Б. Теория музыкального образования / Е.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
3. Антонюк, В.Г. Вокальная педагогика (сольное пение): учебник для студентов и преподавателей сольного пения / В.Г. Антонюк. – Киев: ЗАО «Випоп», 2007. – 173 с.
4. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
5. Юссон, Р. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических представлений певческого голоса / Рауль Юссон. – М.:Музыка, 1974. – 262 с.
6. Леонтьев А. А. Психология речевого общения. Дис. на соиск. учен, степени д-ра психол. наук. М., 1974.
7. Гончаров А А. Поиски выразительности в спектакле. М., ВТО, 1964.
8. Брызгинова Е. И. Практическая фонетика и интонация русского языка. М„ Изд-во МГУ, 1963.
9. Будагов Р. А. Человек и его язык. Изд. 2-е, расширенное. М., Изд-во МГУ, 1976.
10. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. М., «Искусство», 1955.