Введение
1. Белорусские народные песни. Календарно-обрядовый цикл
2. Синтезаторы. Разновидности и история создания
Заключение
Список литературы
Введение
Белорусская календарно-обрядовая песенная классика, а это песни коляднощедровские, волочебные, купальские и жнивные, безбрежна по своему художественному содержанию. Уникальна сама способность календарно-обрядовой песни порождать образами новый объем смыслов. Именно сезонные комплексы песен, рассмотренные в системе календаря, культивируют желание еще раз пересмотреть обрядовую лирику с позиций ее эстетической сущности. И хотя в истории белорусской фольклористики эстетическому аспекту изучения музыкального фольклора в целом придавали большое значение И. П. Благовещенский, Н. С. Гилевич, А. С. Лис, Г. В. Тавлай, все-таки приходится констатировать отсутствие в современной фольклористической науке эстетического критерия как основы научного подхода к оценке песенного фольклора.
Синтезатор – это электронный музыкальный инструмент, в основе работы которого лежит синтез звука, отсюда и его название. Этот инструмент вовсе не обязательно должен иметь клавиши, что, однако, идет вразрез общему представлению. Но в данной статье мы не будем вдаваться в терминологию и рассмотрим знакомый всем клавишный инструмент, который в английском языке носит название Keyboard (клавиатура).
Современный синтезатор представляет собой сложное устройство, которое (в зависимости от модели и производителя) совмещает в себе множество различных функций и позволяет исполнять и записывать музыку, создавать сложные аранжировки, а также оперировать с MIDI-сообщениями.
1. Белорусские народные песни. Календарно-обрядовый цикл
Сезонные комплексы белорусской календарно-обрядовой лирики могут быть правильно поняты только исходя из их аграрной природы. Без учета трудовой, хозяйственно-производительной основы календарно-обрядовых песен, «высвечиваемой» даже на фоне более поздних напластований, мотивов и образов религиозного происхождения, нельзя реконструировать мифологические представления белорусов, а также осмыслить характер и специфику их первичного художественного мышления. Ходом важнейших сельскохозяйственных работ определялось пространство и время празднования древнейших языческих мистерий, связанных с посевом, созреванием и уборкой урожая. Это был совершенно иной, второй мир и вторая жизнь, подчеркнуто неофициальные, внецерковные и внегосударственные. К языческим празднествам, вбиравшим в себя многочисленные аграрно-магические ритуалы в сочетании с песнями, оказывался причастен, в большей или меньшей степени, весь белорусский народ, живущий в этом «потустороннем» мире в определенные сроки. Ритуальные обряды были освящены традицией и являлись обязательными.
По праздникам отсчитывалось онтологическое время. Без всяких справок с книгою, неграмотные крестьяне, особенно пожилые, в голове постоянно имели календарь на весь год, по которому никогда не ошибались в днях даже самых незначительных церковных полу-праздников [3, 4].
В народе считалось грехом попирание песенно-календарного цикла: песню весеннюю ни за что не пропели бы зимой или летом, петровскую – в коляды, летнюю – весной и т. д., потому что для каждой песни существовал не только свой определенный период исполнения, но даже известный день.
2. Синтезаторы. Разновидности и история создания
Первый аналоговый синтезатор для широкой продажи был создан в 1967 году Робертом Мугом, который применил управление напряжением к основным "строительным блокам" любого синтезатора, даже самого современного — генератору, фильтру и усилителю. Практически любой синтезатор сегодняшнего дня, аналоговый или цифровой, программный или аппаратный, всегда включает в себя эти три основных элемента.
Первые синтезаторы для широкого круга пользователей представляли собой монофонические (то есть одноголосные) модульные инструменты, состоящие из нескольких ящиков очень большого размера. Электронные блоки соединялись специальными патч-проводами, отвечавшими как за передачу звука, так и за управление. Так был устроен, например, синтезатор Moog Modular 3C, чье программное воплощение в виде плагина сегодня выпускает компания Arturia.
Другие компании, такие, как ARP, тоже начали выпускать аналогичные синтезаторы (включая знаменитые модели 2500 и 2600), пока в начале 70-х годов не появились более практичные и портативные синтезаторы, подобные MiniMoog и ARP Odessy. Эти инструменты унаследовали концепцию модульности у моделей предыдущего поколения, однако были намного компактнее (и дешевле!) своих предшественников. Обе упомянутые модели выпускались достаточно долго. Представителем следующего поколения синтезаторов стал знаменитый Sequential Circuits Prophet 5, впервые продемонстрированный на выставке NAMM Show 1978 года. Обладавший 5-нотной полифонией синтезатор был оборудован микропроцессором для управления всеми параметрами, включая настройку высоты строя инструмента.
Заключение
Через призму календарно-обрядовой лирики особенно ярко проступает эстетическое мироощущение белоруса, его склонность к целостному, эмоциональнообразному восприятию своей жизни. Речь идет о том, что этнос преимущественно мыслит образами, носитель ментальности интимно переживает бытие как произведение искусства – радуется либо печалится, испытывает влечение или отвращение, при этом познавая мир художественно. Песни заклинательного и величального характера также непосредственно выражают эстетический идеал белорусского народа. Вместе с тем, некоторые омузыкаленные проявления крестьянской жизни, быта и труда позволяют нам рассматривать музыкальный фольклор, в целом, в контексте идей западноевропейской эстетики. Обратимся к обрядовому празднеству. Ученые этнографы XIX века (П. Бессонов, Я. Борщевский, П. Шейн), описывая традиционный белорусский обряд накануне его исчезновения, часто запечатлевали в своих работах не только процессуальность ритуального действа, но и сложную диалектику обрядовой игры. Особая двумирность праздника, двойной аспект постижения действительности и человеческих отношений до сих пор «высвечивают» в зарисовках тогдашних фольклористов. К миру амбивалентных сущностей в полной мере оказалась причастна белорусская календарнообрядовая песня. Вообще, музыка, как вокальная так и инструментальная, неизменно сопровождала всякое обрядовое музыкально-театральное представление.
1. Гілевіч, Н. С. Наша родная песня: навук.папул. нарыс / Н. С. Гілевіч. – Мінск, 1968.
2. Ліс, А. С. Каляндарнаабрадавая творчасць беларусаў: сістэма жанраў. Эстэтычны аспект / А. С. Ліс. – Мн., 1998.
3. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Форма – Стиль – Выражение / сост. А. А. ТахоГоди; под общ. ред. А. А. ТахоГоди и И. И. Маханькова. – М.: Мысль, 1995.
4. Пачынальнікі: з гісторыкалітаратурных матэрыялаў XIX ст. / укладальнік Г. В. Кісялеў; рэд. В. В. Барысенка, А. І. Мальдзіс. – Мінск, 1977.
5. Печатнов Б., Сабуров С. Синтез частотных и временных характеристик в ЭМС. — «Радио», 1980, № 12.
6. Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии. — М.: Музыка, 1978.
7. Якіменка, Т. С. Беларускі музычны фальклор: пра грамаканспект для музычных ВНУ / Т. С. Якімен ка. – Мінск, 2001.