1. Аккорды. Общая характеристика
2. Русская музыка советского периода. С. Прокофьев
Список использованной литературы
1. Аккорды. Общая характеристика
Хотя одновременное звучание двух тонов разной высоты тоже может рассматриваться как аккорд (двузвучие), нормальный аккорд все же должен содержать не менее трех тонов, а, следовательно, более одного интервала. Подобно интервалу, аккорд имеет основной тон, обычно тот же самый, что и в интервале, лежащем в основе аккорда. Это может быть нижний тон имеющейся в данном аккорде чистой квинты, а в отсутствие квинты – нижний тон чистой кварты или иного интервала, определяющего структуру аккорда.
Аккорды строятся в соответствии с актуальной на том или ином этапе ладовой организацией. В музыке 18 и 19 вв. аккорды основывались на семиступенной диатонической гамме, мажорной или минорной, в соответствии с расположением в ней тонов и полутонов; классификация аккордов зависела от того, какие тона звукоряда употреблены в аккорде и каким образом это сделано. В диатонических аккордах используются только тона основных звукорядов; аккорды, использующие иные тона, называются «альтерированными», «хроматическими» или «модуляционными» (при переходе из одной тональности в другую). Отношения между тонами звукорядов и аккордами, построенными на этих тонах, называются тональностью; данный термин указывает также на тяготения к центральному тону лада и построенному на нем аккорду – тонике и тоническому созвучию [3].
Существуют иные классификации аккордов.
1. В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд – двузвучия, трезвучия и т.д.
2. В соответствии с интервалом, определяющим структуру аккорда, – аккорды терцовой структуры, аккорды квартовой структуры.
2. Русская музыка советского периода. С. Прокофьев
Музыка советского периода (1918–1991) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и композиторов были русскими, значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа.
Установление советской власти вызвало коренные перемены в общем строе музыкальной жизни, выдвинуло новые задачи перед всеми деятелями искусства. Русская музыка как наиболее зрелая и развитая заняла ведущее положение в многонациональной музыкальной культуре СССР. Большинство русских музыкантов с первых же дней установления советской власти активно включились в работу по музыкальному просвещению широких трудящихся масс. Важную роль в строительстве советской музыкальной культуры сыграла деятельность русских композиторов старшего поколения – Глазунова, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Глиэра, Василенко, Гедике, Гнесина, исполнителей и педагогов – Игумнова, Гольденвейзера, Николаева, критиков и музыковедов – Асафьева, Каратыгина, Оссовского, Яворского, Иванова-Борецкого и др.
К началу 30-х годов обе организации изжили себя, потеряв ориентиры в современной музыкальной действительности. Был создан Союз советских композиторов, перед которым выдвигалась задача объединения всех творческих музыкальных работников, поддерживающих советскую власть.
Тематика революционных лет нашла отражение прежде всего в песенно-хоровом творчестве. Представители – Васильев-Буглай, Корчмарев, Лобачев и др.
В крупных симфонических формах композиторы стремились осмыслить и обобщить значение происшедших исторических перемен. Основоположником русского советского симфонизма явился Н.Я. Мясковский.
1. Березанцев А. Ю. Теоретические и практические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики (сообщение 1) // Российский психиатрический журнал. 2001. № 5. С. 4-10.
2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия / МГУ. М., 1973. 133с.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968.
4. Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947.
5. Советская музыка на подъеме, сб. ст., М.-Л., 1950.
6. Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956.