1. Голос. Основные качества поставленного голоса. Гигиена голоса
2. Орфоэпия. Произношение согласных. Закон оглушения звонких согласных в конце слова. Закон ассимиляции (уподобления глухих звонким и звонких глухим). Произношение глухих согласных перед звонкими Р. Л. М. II
3. Орфоэпический н логический анализ отрывка описательного характера
Список использованных источников
1. Голос. Основные качества поставленного голоса. Гигиена голоса
Голос – это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса – это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса – это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембр голоса – неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах – нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Благозвучность голоса – чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается, прежде всего, звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
2. Орфоэпия. Произношение согласных. Закон оглушения звонких согласных в конце слова. Закон ассимиляции (уподобления глухих звонким и звонких глухим). Произношение глухих согласных перед звонкими Р. Л. М. II
Орфоэпия (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь'), – правильное произношение (ср. oрфография правильное написание). Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
3. Орфоэпический н логический анализ отрывка описательного характера
Логический разбор текста является основным средством достижения максимальной выразительности чтения.
Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются все занятия по технике речи.
Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, творческая его разработка и «приближение к себе».
Вся подготовительная работа от первого прочтения и до исполнения перед слушателями сводится к тому, что исполнитель стремится текст автора делать своим, чтец стремится встать на место автора.
Тщательно проанализировав литературный материал, студент должен создать свой исполнительский замысел.
С чего же начинать работу над текстом?
Прежде всего, нужно, ознакомившись с литературным произведением, высказать (сформулировать) свое мнение, впечатление – это подведет к выводу об основной идее отрывка.
Для конкретного выражения идеи художественными средствами, т.е. в образах, картинах автор выбирает тему (о чем он пишет).
Идея – как бы душа произведения, тема – тело его.
Законы, которые помогают понять мысль автора и верно передать ее смысл в звучащей речи, называются законами логики речи.
Ключевой этап устного прочтения – логическое чтение, донесение смысла текста в грамотной, понятной форме.
Логический разбор основан на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом.
1. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. Пособие для учителя. М.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1959.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. М.: Логос, 2002.
3. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.
4. Германова «Книга для чтеца». Профиздат, 1964.
5. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964.
6. Сарычева Е. Сценическая речь. М., «Искусство», 1955.