Введение
1. Развитие гендерных исследований в психологии
2. Мужская и женская психология в трудах А. Адлера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Психология с давних времен исследует тему гендера. Традиционно так сложилось, что люди различаются по половым признакам, которые по - своему неповторимы. Само деление подразумевает под собой, что на индивида возлагаются как определенные возможности, так и конкретные ограничения.
Необходимо отметить, что огромную роль на жизнь в социуме играют социальные установки, паттерны (формы) воспитания и поведения. Следовательно, факт существования нормального осознания и принятия своего гендера способствует использовать индивидом наиболее комфортных для себя позиций в обществе.
В конце прошлого столетия стали появляться публикации, в которых рассматривались проблемы ролевого поведения и статусных позиций мужчин и женщин в общественной и частной жизни, изучались стереотипы и представления о маскулинности и фемининности, обсуждались вопросы гендерного неравенства и дискриминации мужчин и женщин. Активная разработка гендерной проблематики представителями разных сфер научного знания способствовала появлению новых научных направлений: гендерной социологии, гендерной истории, гендерной культурологии и др. На основе психологических исследований гендерных проблем оформилось новое научное направление – гендерная психология. В настоящее время гендерная психология – это новая отрасль психологической науки, развитие которой происходит в сфере как теоретико-эмпирического, так и практико-ориентированного знания.
1. Развитие гендерных исследований в психологии
Гендерная психология как новая сфера научного знания оформилась в начале текущего столетия. Изучению гендерных проблем в сфере психологического знания способствовали исследования, в которых был поставлен под сомнение тезис о необходимости жесткой половой дифференциации как основы жизнеустройства и взаимодействия представителей мужского и женского пола.
С древних времен люди интересовались тем, что на самом деле является истинно мужским, а что женским, какова роль первого, и какова функция второго.
Выделяется три направления в исследовании:
- поло-ролевой подход;
- исследования женщин как отражение радикально феминистских взглядов;
- гендерные исследования.
В свою очередь женское движение оказало значительное влияние на гендерные исследования.
Психологические исследования, проводимые в рамках методологии гендерных ролей, направлены на выявление различий в личностных характеристиках и поведении, возникающих в социализированных условиях у мальчиков и девочек, мужчин и женщин [2, с. 63].
Психологические гендерные исследования, основанные на полоролевом подходе, показывают, что процессы социализации играют ведущую роль в формировании гендерных различий. В свою очередь феминистская критика результатов психологических исследований доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут быть адекватно объяснены только с учетом социальной среды, опосредующей их возникновение и функционирование [7, с. 25].
В рамках парадигмы половых различий было определено, что у мужчин более развиты математические и пространственные способности, а у женщин – вербальные. Мужское поведение в социуме характеризуется более высоким уровнем таких черт, как доминантность и агрессивность, а у женщин в свою очередь дружелюбность и контактность. Для женщин более важна семейная роль в жизни, а для мужчины профессиональная.
2. Мужская и женская психология в трудах А. Адлера
Адлер писал о важности разработки, изучения проблем психологии пола. При этом он не склонялся к утверждению З. Фрейда о том, что «анатомия – это судьба». Скорее, согласно Адлеру, различия в положении мужчины и женщины в современном окружении есть следствие древнего естественного разделения труда и последующей многовековой практики усиления этих различий в сторону придания мужчинам определенных привилегий.
Мужчинам отдается определенное преимущество, в результате чего они доминируют над женщинами в разделении труда. В настоящее время мужчины постоянно стремятся доминировать над женщинами.
С самого раннего возраста в социуме мальчикам прививают главенствующую роль, он чувствует себя, что, будучи сыном и наследником, он имеет большие преимущества и более серьезное значение в обществе. С возрастом у мальчика мужественность превращается в его важную обязанность. Его честолюбие, его устремление к власти и главенству бесспорно связаны с обязанностью быть мужественным и отождествляются с ней.
Для многих представителей мужского пола просто знания о своей мужественности, не дают право преимущества в социуме. В связи с этим происходит постоянная борьба за личное превосходство.
Преобладание концепции неполноценности привело к пренебрежительному отношению к женщинам, что является примером более низкой заработной платы.
Девочкам каждый день говорят, что они менее способны, чем мальчики, и могут выполнять только самую простую работу. Тем самым самоуважение у мужчин выше, чем у женщин, что дает мужчинам определенные социальные права. Но так называемая самоуверенность часто перевоплощается у мужчин и мальчиков в неоправданную самоуверенность, преувеличенную самооценку, а следствием чего может возникать психологическая защита. Очень часто человек, ставя перед собой заведомо невыполнимую задачу, в результате терпит неудачу, а в итоге чувствует несостоятельность своей мужественности и ищет выход в алкоголизме, агрессии или самоубийстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для дальнейшего развития гендерной психологии как научной отрасли необходимы исследования, включающие разработки в следующих трех направлениях: теоретическом, эмпирическом и в сфере приложения результатов гендерных исследований в практической деятельности психологов.
Неверные представления о неполноценности женщин и превосходстве мужчин постоянно подрывают гармонию между полами и привносят нежелательный элемент конфликта в сексуальные отношения. Это объясняет, почему гармоничные браки так редки. Чем меньше женщины склонны играть подчиненную женскую роль, и чем больше мужчины стремятся сохранить свое привилегированное положение, тем более интенсивным становится конфликт.
При исследовании личностных характеристик мужчин и женщин в контексте гендерной проблематики желательны акценты не столько на различиях, сколько на сходстве в психологических качествах представителей разного пола с целью обоснования возможности выполнения мужчинами и женщинами одинаковых социальных ролей.
Иногда мы видим, что женщины стремятся к равенству с мужчинами, а иногда, они проявляют различную степень повиновения им. Напротив, следует отметить, что мужчины с детства уверены в том, что они будут играть более важную роль. Они интерпретируют эту уверенность как свою абсолютную ответственность и сосредотачиваются на решении проблем, которые жизнь и общество ставят перед ними привилегированным, мужским способом.
Товарищество и дружба ˗ это признаки реального примирения с сексуальной ролью человека и реального баланса между полами. Победа одного человека над другим невыносима. В наше время дети вынуждены следовать поведенческим установкам, включая игнорирование других людей и их отвержение.
Страх, который заставляет многих людей избегать любовных отношений, в основном вызван бессмысленным давлением, которое заставляет человека доказывать свою мужественность при любых условиях, даже если он вынужден прибегнуть к предательству и злому умыслу или принуждению сделать это. Недоверие между полами стало всеобъемлющим и не позволяет людям быть честными друг с другом, поэтому все человечество страдает. Благополучие человека зависит от создания условий, позволяющих женщинам принять свою женскую роль и чтобы мужчины, с которыми они связаны, достигли счастья и мира.
Из всех формирований, направленных на улучшение гендерных отношений, наиболее важным является совместное обучение мальчиков и девочек, но не стоит использовать как соревнование между полами, чтобы выяснить, чьи таланты и способности превосходят.
1. Адлер А. Понять природу человека. Мужское и женское начало. – СПб., 1977. – 106 с.
2. Клецина И. С. Гендерная социализация: учебн. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.- 92 с.
3. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии, 2002. – 86 с.
4. Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебн.пособие / Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.; СПб Алетейя, 2001. – 620 с.
5. Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход // Женщины. Гендер. Культура. – М., 1999. – 115 с.
6. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. – 51 с.
7. Хор Р. Возникновение и развитие гендерных исследований (Пер. Вахана Алавердяна и Наталии Носовой) // Пол. Гендер. Культура / Под. ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М.: РГГУ, 1999. – 55 с.