ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время исследование гендерно-правовой проблематики является важной составляющей развития и защиты фундаментальных прав человека, которые определяют вектор развития общества и вносят неоценимый вклад в политическое, социальное и экономическое благополучие любого государства.
Дискриминация женщин может проявляться как в ущемлении прав женщин, например, путем доступности для них только «женских профессий», которые имеют более низкий уровень оплаты. Проблема гендерного неравенства характерна для широкого круга сфер общества и особенно явна в общественно-политической, трудовой и брачно-семейной сферах.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с развитием законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с развитием законодательства о правах и свободах женщин в национальном и международном законодательстве. Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть права женщин в системе прав человека в национальном и международном законодательстве;
- исследовать национальные механизмы защиты прав женщин;
- проанализировать международные механизмы прав женщин.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести: методы анализа и синтеза; методы индукции и дедукции; формально-юридический метод; сравнительно-правовой метод.
1. Общая характеристика прав женщин в системе прав человека
Права женщин по-прежнему остаются одним из самых острых вопросов как международного, так и внутригосударственного права, и за все время, прошедшее после принятия Всеобщей декларации прав человека, этот вопрос заставил нас пересмотреть права людей в целом, а женщин всех возрастов в частности. И не важно, о какой сфере социальной жизни или отрасли права идет речь, – везде женская тема выступает как определяющий момент в подходе к правам человека.
Правовой статус женщин включает в себя неотъемлемые свободы и права женщин всех возрастов, которые они имеют в силу того, что женщина – человек. Свободы женщин всех возрастов отличаются от более широких понятий прав человека, поскольку они отличаются от свобод, изначально предназначенных для мужчин.
На данный момент, в результате активной деятельности на международном уровне многие вопросы прав человека рассматриваются в связи с правами женщин всех возрастов. Были приняты множество Конвенций, затрагивающих права женщин всех возрастов начиная с 1951 г. и по настоящее время [14, c. 68].
Конституции многих стран включают положения, гарантирующие равенство по признаку пола. Так, ст. 2 Конституции Швеции устанавливает, что общество должно обеспечивать мужчинам и женщинам равные права. Конституционные акты Канады в ст. 28 гарантируют равные права лицам обоего пола. В Преамбуле Конституции Франции 1946 г. указано, что закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной [14, c. 70].
Кроме того, в законодательстве многих стран запретили дискриминацию в целом и в конкретных областях, таких например, как занятость. Были приняты законы о равных возможностях, нацеленные на улучшение юридического и фактического положения женщин, о насилии в отношении женщин, направленные на обеспечение защиты женщин. Во многих странах преобразования в законодательной области подкрепляются стратегиями, программами и другими мерами для обеспечения того, чтобы юридическое равенство мужчин и женщин стало фактическим равенством.
Например, в США с целью выравнивания возможностей женщин на получение образования существует комплекс льгот. Им предоставляются квоты при поступлении на учебу в колледжи и вузы. Кроме того, действуют и так называемые меры положительной дискриминации, призванные облегчить женщинам получение работы.
2. Национальные механизмы защиты прав женщин
Республика Беларусь стремится реализовать политику гендерного равенства. Гендерное равенство обеспечивается экономическими, политическими, правовыми, социальными и культурными средствами.
С позиций правового обеспечения гендерного равенства Республикой Беларусь подписан и ратифицирован ряд международных актов по вопросам гендерного равенства и недискриминации по признаку пола.
Национальное законодательство Республики Беларусь также придерживается концепции гендерного равенства и устанавливает правовые основы такой политики. Статья 22 Конституции Республики Беларусь определяет, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов [2]. Основной Закон также исключает какую-либо гендерную дискриминацию в сфере политических, экономических, социальных, культурных прав граждан.
Нормативные правовые акты также стремятся следовать политике гендерного равенства и содержат соответствующие правовые нормы. Например, статья 14 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещает дискриминацию, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола [10].
Однако правовое обеспечение гендерного равенства – это не только декларативные нормы о запрете дискриминации по признаку пола. Реализация гендерного равенства в правовом измерении – достаточно сложная задача, которая начинается с обоснованности использования гендерно-окрашенных категорий («мужчина», «женщина», «мать» и т.п.) в тексте нормативного правового акта и заканчивается прогнозированием возможного влияния нормативного правового акта на положение различных гендерных групп, даже в тех случаях, когда с первого взгляда нормативный правовой акт представляется гендерно-нейтральным.
Основным инструментом, выработанным доктриной нормотворчества и гендерно-правовыми исследованиями по проблемам обеспечения гендерного равенства в законодательстве, является гендерно-правовая экспертиза нормативных правовых актов. Именно данный институт может стать действенным механизмом правового обеспечения равенства мужчины и женщины.
3. Международная защита прав женщин
Международная защита прав женщин как институт международного права представляет собой совокупность договорных норм, регулирующих сотрудничество государств с целью всеобщего уважения и соблюдения, обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни.
Несмотря на принятие целого ряда международных договоров в области прав женщин, женщины по-прежнему подвергаются различного рода дискриминации, и перед международным сообществом стоит задача достичь не просто юридического, но и фактического равенства мужчин и женщин.
Главным центром обеспечения и защиты прав женщин на международном уровне является система Организации Объединенных Наций, деятельность которой в исследуемой области развивается в следующих направлениях: информирование о положении и роли женщин в обществе; нормотворчество, т.е. разработка и подписание государствами международных договоров; контроль за осуществлением государствами взятых на себя обязательств.
Для реализации принципа равноправия в отношении женщин в системе ООН создана Комиссия по положению женщин – функциональная комиссия Экономического и Социального совета ООН, в функции которой входят подготовка рекомендаций и докладов Совету по защите прав женщин в политической, экономической и социальной областях и в области образования [6, c. 210].
Принцип равенства мужчин и женщин нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а также в Пакте о гражданских и политических правах и Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Так, статья 2 Декларации закрепляет: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» [12, c. 56].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведённого исследования автор приходит к следующим выводам.
Женщины смогут в полной мере раскрывать свой потенциал и вести продуктивную жизнь в условиях безопасности только на основе недискриминационных законов, политики и практики. Однако необходимо учитывать и то, что дискриминационные законодательства все еще существуют, а семейные, гражданские и уголовные кодексы по-прежнему не вполне учитывают интересы женщин.
К сожалению, некоторые нормы, закрепленные в законодательстве, не всегда реализуются на практике. Все еще существует разрыв между равенством прав женщин и мужчин по законодательству и осуществлением этих прав в реальной жизни. При решении проблемы обеспечения прав женщин важно учитывать и традиционный взгляд на место женщины в обществе, что приводит к необходимости совмещать служебную карьеру с обслуживанием семьи.
Представляется, что позитивное влияние на повышение социального статуса женщин сможет оказать развитие женского движения, расширение социального партнерства женских общественных организаций с правительственными структурами, сотрудничество с зарубежными женскими организациями, а также более широкое освещение проблемы статуса женщин в средствах массовой информации, создания эффективного механизма правоприменения, который обеспечивал бы практическое осуществление всех государственных мероприятий в области улучшения положения женщин, контроль и ответственность за выполнение принимаемых решений.
Таким образом, любая стратегия борьбы с нарушениями прав человека, в том числе женщин, должна включать следующие компоненты: изменение норм общественного сознания; изменение законов и реформ системы уголовного правосудия; выполнение международных соглашений, что проявляется в информировании в случае их нарушения соответствующие структуры ООН; процесс гуманизации общества и утверждения равноправия женщин в различных сферах общественной жизни.
Государственная гендерная политика в Республике Беларусь — это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению конституционных прав и свобод женщин и мужчин на основе гендерного равенства, с учетом этнокультуры, традиций, в целях развития человеческого потенциала, расширения возможностей женщин в доступе к власти, ресурсам, социальным благам средствами государственно-правового регулирования.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс]: [заключена в г. Нью-Йорке 18.12.1979] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Лафитский, В. И. Конституционный строй США / В. И. Лафитский. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2007. – 320с.
4. Международный пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]: [принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Международный пакт Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: [принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Мельник, Т.М. Создание общества гендерного равенства: международный опыт / Т.М. Мельник. – Киев: Стилос, 2010. – 440 с.
7. Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февр. 2017 г. № 149 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Правовые гарантии и реализация принципов гендерного равенства: практ. пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. С.А. Балашенко, В.В. Саскевич. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 126 с.
9. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. – М.: Юрид. лит., 1993. – 256 с.
10. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. Хачим, Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) / Ф. И. Хачим. – М.: РУДН, 2001 . – 138с.
12. Божанов, В.А. Права человека: курс лекций / В.А. Божанов. – Минск: Дикта, 2007. – 186 с.
13. Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1999 г. Права человека: междунар.-правовые док. и практика их применения: в 4 т. / сост. Е.В. Кузнецова. – Минск: Амалфея, 2009. – Т. 2. – 824 с.
14. Шакуро, Е. Становление и развитие международной защиты прав женщин / Е. Шакуро // Белорусский журнал международного права. – 2000. – № 4. – С. 68 – 71.