ВВЕДЕНИЕ
1. Жанрово-тематическое своеобразие произведений Л.Н. Толстого для детей
2. Педагогические идеи «Азбуки» и «Книг для чтения» Л.Н. Толстого
3. Методическое обеспечение проведение занятий в детском саду по ознакомлению с творчеством Л.Н. Толстого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Лев Толстой был признан главой русской литературы еще при жизни. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме и послужит мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века.
Лев Толстой посвятил свою жизнь не только литературе, но и детям, образованию и педагогике. Проблемы детского чтения занимают значительное место в обширном наследии Толстого. Толстой видит особенность детской литературы в ее обращении к детям, в ее способности постепенно раскрывать сущность окружающей их жизни, но так, чтобы ребенок все понимал.
1. Жанрово-тематическое своеобразие произведений Л.Н. Толстого для детей
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – величайший мыслитель, писатель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.
Первые произведения Толстого перешли в детское чтение. «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы» были опубликованы в изданиях для детей вскоре после их публикации в журнале «Современник» в 1852 – 1857 годах. «Детство» и «Отрочество» – самые яркие примеры реалистического рассказа о детстве. Толстой показал рождение у ребенка духовных способностей, психологических особенностей возраста, тонкости и чувствительности в восприятии мира [1, с. 45].
Считая детство важным периодом в жизни, Л. Н.Толстой уделяет большое внимание образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, любознательность, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.
В рассказе «Филиппок» маленькому читателю представляется история, которая вполне могла произойти с ним или с его сверстником; недаром рассказ имеет подзаголовок «Быль». Филипп заскучал в хижине и решил пойти в школу. Я пришел, но был так растерян, что в ответ на вопросы учителя просто молчал и плакал. Учитель оставил его в классе: «Ну, садись на скамейку рядом с братом. Я попрошу твою мать отпустить тебя в школу». Крестьянские дети показаны в родной среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня и ее жизнь часто передаются таким образом, что мы видим их глазами детей: «Когда Филиппок шел по своей деревне, собаки его не трогали – они его знали. Но когда он вышел на чужие дворы, оттуда выскочил Жук и залаял, а за ним – большая собака Топ».
Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у И. Н.Толстого часто является прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешнего вида. Чтобы подчеркнуть, как мал Филипок, писатель показывает его в огромной папиной шляпе и длинном пальто.
Толстой стремится к тому, чтобы многовековой опыт народа закреплялся в сознании читателя-ребенка, побуждая его принимать правильные решения в разных жизненных случаях [5, с. 36].
2. Педагогические идеи «Азбуки» и «Книг для чтения» Л. Н. Толстого
Взаимное проникновение и сочетание художественного и педагогического дарований Толстого наиболее ярко проявились в его творчестве для детей. Поэтика произведений, включенных Толстым в «Азбуку», «Новую азбуку» и четыре «Русские книги для чтения», определяется прежде всего тем, что они создавались для детей
«Азбука» – это школьное пособие, написанное Львом Толстым для обучения детей чтению, письму и арифметике. Литературно-педагогический труд, состоящий из четырех книг и впервые изданный в 1872 году, включает в себя не только рассказы, былины, басни, загадки, адресованные учащимся, но и рекомендации учителям, методические советы и общие замечания. Третья и четвертая книги Азбуки содержат рассказы «Кавказский пленник» и «Бог видит правду, но не скоро скажет» [4].
После изменений и дополнений, внесенных в 1874-1875 годах, она была издана под названием «Новый алфавит». Этот вариант был рекомендован Министерством народного просвещения в качестве учебника для государственных школ России. При жизни Толстого пособие переиздавалось 28 раз.
Книга открывается алфавитом; каждая буква проиллюстрирована картинкой: «А» – арбуз, «Б» – бочка, «Р» – рыба. Пословицы и поговорки используются в качестве примеров для обучения чтению по слогам: «нет суда», «только дедушка не внук для бабушки», «срубите крепкое дерево, гнилое упадет само». Раздел, объясняющий разницу между произношением и написанием отдельных букв, полон загадок: «Во дворе стоит гора, а в избе – вода» (снег), «Без рук, без ног, стучится под окно – просится в дом» (ветер), «Не живой, но дышащий» (квашня).
Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию рассказов нравоучительного характера. «Черепаха и Орел» – история о том, как рептилия безуспешно пыталась научиться летать. «Тонкие нити» - история о недалеком человеке, который заплатил деньги прядильщику за созерцание пустого места. «Притча о лжеце» повествует о мальчике, который трижды обманул пастухов. Когда на стадо, которое он охранял, действительно напали волки, крики о помощи были бесполезны: никто не верил молодому лжецу.
3. Методическое обеспечение проведение занятий в детском саду по ознакомлению с творчеством Л.Н. Толстого
Творчество Льва Толстого для дошкольников должно быть плотно интегрировано в образовательный процесс дошкольных учреждений.
При отборе «Маленьких рассказов» великого писателя для дошкольников необходимо обращать внимание на те, которые отражают опыт позитивного внутрисемейного общения: «Дедушке было скучно дома. Пришла внучка и спела песню», «Дедушка сел пить чай. – Дай и мне чаю, дедушка» – Вот тебе чай, внучек. Пей, не наливай на себя», «Веду Таню за руку. Она еще молода, а у Тани ножки маленькие», «Петя и Маша были у Насти в гостях. Они все вышли за кусты и сели на траву. Настя взяла хлеб с маслом, и они вместе ели, а потом пели песни». Педагог направляет внимание детей на то, как они заботятся о своих близких, вместе с детьми составляет «словесный портрет» своих любимых бабушки, дедушки, сестры, брата [4].
Чтение и обсуждение басен Льва Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья», «Муравей и голубь» помогут укрепить дружеские отношения между детьми в группе, помогут сформировать у дошкольников представления о дружбе. Опираясь на другие басни писателя, можно вести этические беседы на следующие темы: «Правда дороже золота» («Человек и вода», «Лжец»), «Работа вокруг головы» («Бабушка и внучка», «Садовник и сыновья»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лев и мышь», «Старый дед и внук») и др.
Не только в названии беседы, но и во время ее проведения (во вступительной или заключительной части) можно использовать народные пословицы, поговорки, фразеологические обороты, относящиеся к обсуждаемой теме затем дошкольникам предлагается творческое домашнее задание – сочинить рассказ на основе пословицы.
При чтении и анализе произведений о крестьянских детях («Косточка», «Филиппок», «Пожар») учитель должен использовать иллюстрации известного русского художника Алексея Федоровича Пахомова. Карандашные и акварельные рисунки Пахомова, на которых герои Толстого нарисованы «Крупным планом», с детальной мимикой и позами, помогут дошкольникам представить себе не только внешность героев, но и «прояснить» переживаемые ими чувства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Л. Н. Толстой – величайший мыслитель, писатель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.
Детская проза Л.Н. Толстого – уникальное явление в русской литературе. Рассказы Толстого не только раскрывают детям красоту и богатство русского языка, прививают любовь к родному слову, но и воспитывают, просвещают, учат по – настоящему понимать окружающий мир.
1. Александрова, Е. А., Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики / Е. А. Александрова Н. Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2003. – 450 с
2. Базилевская, А. К. Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей / А. К. Базилевская // Культурология. – 2005. – № 4 (35). – С. 35– 45.
3. Латышина, Д. И Л.Н. Толстой – народный учитель / Д. И. Латышина // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 3 – 6.
4. Мардов И. Б. Лев Толстой на вершинах жизни / И. Б. Мардов. – М. : Прогресс-Традиция, 2003. – 432 с
5. Николаева, С. А., Арзамасцева, И. Н. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / С. А. Николаева, И. Н. Арзамасцева. – М. : Академия, 2005. – 575 с.
6. Сливицкая, О. В. Художественный мир Л. Н. Толстого / О. В. Сливицкая. – М. : Педагогика, 1998. – 98 с.
7. Шадская, А. В., Ремизов, В. Б., Трофимова, Н. А., Ежов, И. В. Мир «Азбуки Льва Толстого» : Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. – Тула, 2005. – 98 с.