№ 1 (93). Механизм вдоха и выдоха
№ 2 (94). Особенности дыхания через нос
№ 3 (95). ЖЁЛ. Изменения с возрастом частоты, глубины дыхания
№ 4 (132).Физическое воспитание. Гигиенические нормы двигательной активности. Формы физического воспитания
Список использованных источников
№ 1 (93). Механизм вдоха и выдоха
Дыхательный цикл включает вдох, выдох и паузу между ними. Длительность дыхательного цикла составляет 2,5−7 с.
Для развития вдоха необходимо, чтобы активирующем вдох отделе дыхательного центра в продолговатом мозге возник залп нервных импульсов, которые по нисходящим путям передаются в шейный отдел спинного мозга (сегменты С3−С5) к диафрагмальным мотонейронам и в грудной отдел – к мотонейронам центробежных нервов. После переключения на эти нейроны импульсация передается по диафрагмальному и межреберным нервам и вызывает сокращение диафрагмальной и наружных межреберных мышц. Это приводит к расширению грудной клетки за счет опускания купола диафрагмы и движения ребер. В результате давление в плевральной щели уменьшается, транспульмональное давление возрастает, превышает эластическую тягу легких и они расширяются. Расширение легких приводит к снижению давления воздуха в альвеолах и воздух по градиенту давления поступает в легкие.
При глубоком вдохе сокращаются также вспомогательные мышцы: лестничные, грудино-ключично-сосцевидная, большая и малая грудные, передняя зубчатая, а также трапециевидная, ромбовидная, поднимающая лопатку.
№ 2 (94). Особенности дыхания через нос
При дыхании вдыхаемым потоком воздуха раздражаются рецепторы слизистой оболочки носа, преимущественно холодовые рецепторы. Имеют значение температура выдыхаемого воздуха и испарение воды с поверхности слизистой оболочки, сопровождающееся ее охлаждением. За счет хорошего кровоснабжения носа вдыхаемый воздух может не только охлаждаться, но и согреваться. При дыхании носом температура воздуха уже в носоглотке доходит до 35–36 оС. На уровне 10-й генерации воздух нагревается до 37 оС. Если температура воздуха выше 37 оС, то он охлаждается до этой температуры. В меньшей степени раздражаются механорецепторы. Импульсы от рецепторов слизистой оболочки полости носа, раздражаемых потоками воздуха, поступают в мозг по волокнам тройничного и оказывают на дыхательный центр слабое тормозящее влияние.
При дыхании через нос проходящий воздух увлажняется за счет влаги секрета слизистой оболочки носа, слезных желез и бронхиальных желез. Оптимальная влажность воздуха (достигающая 100 %) обеспечивает хорошую работу мерцательного эпителия бронхов.
№ 3 (95). ЖЁЛ. Изменения с возрастом частоты, глубины дыхания
Жизненная ёмкость легких (ЖЁЛ) – объем воздуха, который может выдохнуть человек при максимально глубоком медленной выдохе, сделанном после максимального вдоха. Данный показатель используют при исследовании внешнего дыхания человека.
Жизненная емкость легких (ЖЁЛ) включает в себя дыхательный объем, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха. Например, при спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл (дыхательный объем), сверх него при глубоком вдохе человек может вдохнуть еще приблизительно 3000 мл воздуха (резервный объем вдоха), а после спокойного выдоха человек способен выдохнуть около 1300 мл (резервный объем выдоха). Следовательно, сумма указанных объемов и составляет жизненную ёмкость легких: 500+3000+1300 = 4800 мл.
ЖЁЛ наиболее адекватно и интегративно отражает развитие костно-мышечного аппарата, подвижность грудной клетки, эластичность и растяжимость легких, т. е. потенциальные возможности вентиляции легких. ЖЁЛ зависит от пола, роста, возраста и степени тренированности организма. Жизненная емкость легких несколько выше у мужчин (4000−5500 мл), чем у женщин (3000−4500 мл). Она больше в положении стоя, чем в положении сидя или лежа. Физическая тренировка сопровождается увеличением ЖЁЛ.
В связи с внедрением пневмотахографической техники также определяют так называемую форсированную жизненную ёмкость легких (ФЖЁЛ). При определении данного параметра пациент должен после максимально глубокого вдоха сделать максимально глубокий форсированный выдох. При этом выдох должен производиться с усилием, направленным на достижение максимальной объемной скорости выдыхаемого воздушного потока на протяжении всего выдоха.
№4 (132).Физическое воспитание. Гигиенические нормы двигательной активности. Формы физического воспитания
Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на растущий организм физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью укрепления здоровья, обеспечения гармоничного физического развития и лучшей подготовки к разнообразной деятельности путём всестороннего развития физических способностей, формирования и совершенствования двигательных качеств, воспитания умений и навыков.
Основные формы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования:
− занятия физической культурой – основная форма учебно-воспитательной работы, направленная на развитие двигательных способностей детей;
− утренняя гимнастика – направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем;
− физкультминутка – применяется с целью предупреждения утомления, отдыха и повышения умственной работоспособности на общеобразовательных занятиях, требующих сосредоточенности, внимания, активной умственной работоспособности;
− подвижные игры – проводятся на прогулке ежедневно с целью увеличения двигательной активности детей, повышения эмоционального тонуса, воспитания нравственно-волевых качеств;
− физкультурный досуг – является формой активного отдыха детей с
учетом их интересов, предусматривается с целью обеспечения естественной потребности в двигательной активности детей и включает их свободную деятельность, игры, занимательные задания, веселые эстафеты;
− физкультурные праздники – рассматриваются как смотр, итог достижений детей с целью стимулирования их заинтересованности в организованной двигательной деятельности.
1. Борисова, Т. С. Гигиенические требования к организации физического воспитания в учреждениях для детей и подростков / Т. С. Борисова, Е. В. Бобок – Минск: БГМУ, 2019. – 75 с.
2. Дивиченко, И. В. Физиология человека : учебное пособие / И. В. Дивиченко, О. А. Рыбка. – Белгород : Изд-во БГТУ, 2008. – 222 с.
3. Курепина, М. М. Анатомия человека : учеб. для студентов вузов / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. − М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. − 383 с.
4. Физиология дыхания : учебное пособие / А. Г. Зарифьян, Т. Н. Наумова, А. К. Нартаева [и др.]. – Бишкек : Изд-во КРСУ, 2013. − 146 с.
5. Физиология системы дыхания: учебное пособие / А.Ф. Каюмова, И. Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова [и др.]. – Уфа : Изд−во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 60 с.
6. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – 544 с.
7. Физиология человека : учеб. пособие / А. А. Семенович [и др.] ; под ред. А. А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск : Высш. шк., 2009. – 544 с.
8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. − М. : Издательский центр «Академия», 2000. − 480 с.