7. Раскройте сущность бухгалтерского баланса, опишите актив и пассив баланса и охарактеризуйте его структуру.
31. Опишите документальное оформление поступления запасов, охарактеризуйте учет результатов инвентаризации товаров в оптовой и розничной торговле, назовите основные бухгалтерские проводки.
Задача 7
Список использованных источников
7. Раскройте сущность бухгалтерского баланса, опишите актив и пассив баланса и охарактеризуйте его структуру.
Эффективность деятельности предприятия зависит от наличия хозяйственных средств и рационального их использования. В связи с этим руководству предприятия, учредителям надо знать о наличии и видах хозяйственных средств и об источниках их образования. Эти данные получают с помощью бухгалтерского баланса. В балансе видно от кого, сколько и для каких целей получены средства, а также на что и куда эти средства использованы.
В конце каждого месяца и года все предприятия независимо от формы собственности составляют бухгалтерский баланс. Он является способом группировки в денежной оценке хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам образования на определенную дату.
После того как по счетам определены обороты и сальдо, составляется баланс, в котором записываются остатки каждой группы средств по составу и источникам образования.
Термин «баланс» латинского происхождения, bis – дважды, lanx – чаша весов, и означает равенство, равновесие. Схематически он представляет собой двухстороннюю таблицу, левая часть которой называется активом (от лат. аctivius – деятельный) и служит для отражения средств по их составу и размещению (касса, расчетный счет). Правая часть баланса называется пассивом (от лат. рassivius - недеятельный) и служит для отражения этих же самых средств, но по источникам их образования (уставный фонд, резервный фонд кредиты банков, прибыль и т.д). Пассив отвечает на вопрос «откуда?» появились средства, а актив – «куда?» эти средства вложены.
Так как в балансе записываются одни и те же средства только по двум группировкам – по составу и размещению, источникам образования и назначению, то актив по общей сумме всегда должен быть равен пассиву баланса.
Основой построения бухгалтерского баланса выступает двойственная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества) – по их функциональной роли в процессе производства и по источникам формирования.
Для заполнения баланса берется сальдо по синтетическим счетам и составляется баланс. Составляется бухгалтерский баланс нарастающим итогом за каждый месяц работы. Сдаются балансы к установленному сроку по итогам работы предприятия за год.
По своей структуре баланс состоит из разделов и статей внутри разделов. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья.
Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельный вид средств или источника их образования.
31. Опишите документальное оформление поступления запасов, охарактеризуйте учет результатов инвентаризации товаров в оптовой и розничной торговле, назовите основные бухгалтерские проводки.
Согласно Положения о приемке товаров по количеству и качеству, приемка товара осуществляется в соответствии с обязательными требованиями нормативно-технической документации и в соответствии с данными, указанными в маркировке и сопроводительных, транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставляемого товара (счетах-фактурах, спецификациях, описях, упаковочных ярлыках, технических паспортах, сертификатах соответствия, удостоверениях о качестве и других), а также в соответствии с условиями договора. В случае отсутствия указанных документов или некоторых из них, приемка товара не приостанавливается, если иное не предусмотрено договором, а при составлении акта в нем указываются недостающие документы, влияющие на приемку товара по количеству и качеству.
Документальное оформление приемки товаров по количеству и качеству зависит от места его передачи представителю покупателя (на складе покупателя - при доставке товара продавцом или перевозчиком; на складе продавца - при вывозе товара самим покупателем; на складе перевозчика - при доставке и выдаче товара перевозчиком); от места вскрытия опломбированных транспортных средств или тарных мест; от места разгрузки неопломбированных транспортных средств и тарных мест.
Приемка товаров на складе поставщика производится материально ответственным лицом покупателя; сопроводительным документом при доставке товара автомобильным транспортом является товарно-транспортная накладная, формы ТТН-1.
Если при приемке товара на станции железной дороги установлено расхождение между фактическим весом (количеством мест) груза и данными, указанными в сопроводительных документах, если выявлено повреждение (порча) товаров составляется Коммерческий акт (3 экземпляра), который должен быть подписан начальником станции, материально ответственным лицом получателя товара и лицом, принимавшем участие в приемке товара.
Если при приемке товаров установлено несоответствие фактических данных сведениям о товаре, указанным в сопроводительных документах поставщика, составляется "Акт об установлении расхождения в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей" (код по ОКУД 0903001).
В организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность, учет товаров ведется в соответствии с Планом счетов на счете 41 «Товары» .
К счету 41 могут быть открыты субсчета:
41-1 – «Товары на складах» – учитываются наличие и движение товаров, находящихся на складах, в кладовых, овощехранилищах, холодильниках и т.п.;
Задача 7.
Приобретен компьютер стоимостью 2300,00 рублей. Срок полезного использования (СПИ) = 3 года. Определите годовую и месячную норму амортизации и суммы амортизации за год и за месяц, используя линейный метод начисления амортизации. Начисление амортизации отразите бухгалтерской проводкой.
Решение
Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования.
Годовая норма амортизации (Н) объектов основных средств организации рассчитывается как величина, обратная сроку полезного использования (СПИ) объекта.
1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие./А.В. Бугаев.- Минск: Регистр, 2015 .- 511с.
2. Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
3. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111
4. Комина, H.B.Бухгалтерский учет и аудит: конспект лекций для студентов специальности 1 - 27 01 01 - 01 «Экономика и организация производства (машиностроение)»: Н.В.Комина.-Минск.БИТУ. 2015
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2020
6. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2020
7. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь. 12 июл. 2013 г., № 57-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. -19.07.2013. -№ 2/2055.|