Методы и методики диагностики интеллекта
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Методы и методики диагностики интеллекта»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
15.00 BYN
Методы и методики диагностики интеллекта
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
Введение
1 Понятие интеллекта, его виды
2 Методы и методики диагностики интеллекта
Заключение
Список литературы
Введение
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. "Он умный?", "Как у него с головой?" и "Как у него с интеллектом?" - один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или - для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта.
Психологическая диагностика сегодня располагает большим арсеналом разнообразных методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Тесты часто используются в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике. Методики диагностики интеллектуальных различий занимают среди них особое место, так как их использование имеет далекие социальные последствия, что особенно значимо, когда речь идет о детях.
Что касается интеллектуального тестирования, то на современном этапе психодиагносты сосредоточены в основном на решении двух теоретических проблем: уточнении содержательной валидности интеллектуальных тестов и ограничении целей их практического использования.
Существуют трудности диагностики интеллекта:
1) многочисленная категория людей с высоким уровнем креативности и низким уровнем базового интеллекта;
2) высокий уровень тревожности у людей с высоким уровнем креативности.
1 Понятие интеллекта, его виды
Важнейшим элементом человеческого и интеллектуального потенциала общества является интеллект его граждан. Существует много определений интеллекта. Интеллект - комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях внешней среды [1].
Интеллект - способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах, с нужной скоростью и качеством [2].
Интеллект - устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию [3].
Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разуме́ние», «понимание»; «понятие», «рассу́док») или ум — качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию [4].
Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.
В целом существует проблема видов интеллекта, тесно связанная с факторными теориями интеллекта, которые делятся на две основные группы — однофакторные и многофакторные [5].
2 Методы и методики диагностики интеллекта
Стремление определить интеллект через интеллектуальное выполнение стало одной из причин возникновения интеллектуального тестирования (другая, основная причина — потребности практики). Психометрический подход в исследованиях интеллекта стал доминирующим на протяжении первых пяти десятилетий XX в. В его рамках, совершенствуя психометрическую технику (Л. Термен, Д. Векслер, Р. Амтхауер, Дж. Равен), расширяя количество измеряемых когнитивных показателей (Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Мейли), изучая их взаимоотношения посредством факторизации и создавая модели структуры интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Р. Кеттелл, Ф. Верной, Дж. Гилфорд, А. Джегер, Р. Мейли), меняя области психометрического измерения (Г. Саймон, Р. Глезер, Дж. Ларкин, А. Лесголд, Р. Стернберг), интерпретируя результаты интеллектуальных тестов с позиций разных психологических школ и направлений (Р. Мейли, Р. Стернберг), психологи пытались уяснить сущность интеллекта, найти удовлетворительное, поддерживаемое многими исследователями его определение.
Уровни интеллекта индивидуума измеряются с помощью тестов коэффициентами: (IQ) - общий интеллект, (СО) - креативный, (LQ) -логический интеллект [8].
В психодиагностических тестах испытуемым предлагается выполнить некоторое количество задач, требующих установления логико-функциональных отношений между заданными объектами (словами, графическими изображениями и проч.). По сумме выполненных заданий определяется первичный (сырой) балл каждого индивида, который затем переводят в стандартную (шкальную) оценку. Это и есть IQ.
Заключение
Таким образом, формулировка интеллекта включает в себя, прежде всего, опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности. Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения.
Таким образом, эмпирически образовавшийся ряд психодиагностических тестов на интеллект («очищенных» от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, время реакции и других переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.
Мощным стимулом развития тестов на интеллект явились предпринятые уже в начале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов.
Родившийся в этих исследованиях факторный анализ способствовал появлению комплексных тестовых батарей, широко используемых в современной психодиагностике.
1 Ефимова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.: / Т.Ф. Ефремова.- М.: АСТ: Астрель, 2006.
2 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
3 Журавлев В. А. Интеллектуальный потенциал креативного общества// Креативная экономика, 2009, № 8, с. 3-14.
4 Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: "Барс", 1997. – 125 c.
5 Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте. — М.: «Вильямс», 2007. – 326 c.
6 Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - С. 11-30
7 Гриб, Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта / Е.В. Гриб // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. - №.1. – С, 56-59
8 Психодиагностика: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 94 с.
9 Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 553-559)
10 Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.: Ай Кью, 1993. - 170 с
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты