Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста
Нами был проведён эксперимент, целью которого было изучить влияние игры на сенсорное развитие детей младшего возраста
Эксперимент включал в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В результате эксперимента выявлено, что дидактические игры являются действенным, интересным, эффективным, доступным любой для младшего возраста средством формирования сенсорной культуры дошкольников.
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все остальные формы познания - память, мышление и воображение основаны на образах восприятия и являются результатом их переработки. На каждом возрастном этапе ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям. В связи с этим каждый возрастной этап становится благоприятным для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем более важным сенсорным опытом он обладает в своей жизни. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет решающую роль. Успех интеллектуального, физического и эстетического воспитания зависит от того, насколько полно ребенок слышит, видит и чувствует окружающий мир. Основой познания мира является чувственное образование, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Именно ранний возраст является тем сенситивным периодом, когда притяжение сенсорных впечатлений (вкус, звук, осязание, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и различать ощущения. Поэтому важно использовать это время для улучшения деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве также трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Дидактические игры необходимы для развития сенсорных процессов у маленьких детей. Ребенка привлекает в дидактической игре не воспитательный характер, а возможность проявить активность, совершить игровое действие, добиться результата, победить. Умение обучать маленьких детей посредством активных, интересных занятий является отличительной чертой дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
Возможности использования дидактической игры как средства формирования сенсорных способностей детей младшего возраста рассматривали В. Н. Аванесова, О. И. Бобылева, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковская, И. Б. Теплицкая, Е. А. Янушко, Е. С. Басырова, И. Н. Евтушенко, Т. В. Ендовицкая, И. В. Комарова, С. И. Огородник, Т. А. Широкова и др.
Цель работы: изучить особенности влияния дидактической игры на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Зависимая переменная: сенсорные способности детей младшего возраста.
Независимая переменная: специально организованные дидактические игры для детей младшего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие
Экспериментальная схема: индивидуальная.
1. Афанасьева, И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа : учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ / И. П. Афанасьева. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. – 128 с.
2. Басырова, Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде / Е. С. Басырова // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2. – С. 35 – 42.
3. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Минск : БрГУ, 2007. – 150 с.
4. Евтушенко, И. Н. Педагогика раннего детства : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. – Челябинск : Изд-во челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 304 с.
5. Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4 – 9.
6. Избекова, Д. Н. Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Д. Н. Избекова // Детский сад. – 2015. – № 8. – С. 16 – 21.
7. Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова // Обучение и воспитание : методика и практика / И. В. Комарова, Л. Л. Махина. – 2014. – № 11. – С. 21 – 26.
8. Метиева, Л. А., Удалова, Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Академия, 2009. – 160 с.
9. Огородник С. И., Панова, О. П. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /С. И. Огородник // Молодой ученый. 2017. – № 37. – С. 119 – 122.
10. Плеханов, А. В., Морозова, О. В., Манасеина, М. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. В. Плеханов, О. В. Морозова, М. М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 31 – 35.