1. Основные принципы научно психологического исследования
2. Основные способы формирования выборки психологического исследования
3. План проведения истинного экспериментального исследования
Список использованных источников
1. Основные принципы научно психологического исследования
1. Принцип объективности. Методы психологического исследования воспроизводят объективный процесс научного познания предмета психологии и должны обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования. Результаты психологического исследования не могут изменить сущность и закономерности предмета, который изучается. Объективность существования его не зависит от научных манипуляций с ним.
Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования.
Он может проявится в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя… Однако эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.
Важно выбирать такие методы исследования, которые содержат высокую степень получения объективных данных.
2. Основные способы формирования выборки психологического исследования
Итак, формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил.
1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Напомним, что общенациональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.
Таким образом, экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.
2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную. Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.
Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией.
3. План проведения истинного экспериментального исследования
План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия:
Цель эксперимента: изучить эффективность нового метода преподавания психологии в вузе.
Независимая переменная: введение нового метода преподавания.
Зависимая переменная: успеваемость студентов в обучении.
В основу моего исследование положена гипотеза: предположим, что новый метод является более эффективным.
1. Абрамова Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова. – М., 2006. – 494 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М., 1982. – 688 с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
4. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д.Т. Кэмпбелл. – М., 1980. – 391 с.