Арт-терапия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Арт-терапия»
по дисциплине: «Арт-терапия»
2021
15.00 BYN
Арт-терапия
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Арт-терапия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Поделиться
Психотерапевтическая программа на основе методов арт-терапии
Обоснование актуальности программы
Цели и задачи программы
Общие рекомендации по проведению программы
Специфика проведения занятий
Описание каждого занятия: название, цель, краткое описание арт-терапевтического инструментария
Используемая литература
Психотерапевтическая программа на основе методов арт-терапии
Обоснование актуальности программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется гармоничному всестороннему развитию детей во всех видах деятельности. Арт-терапия как психотерапевтическое направление является наиболее доступным видом продуктивной деятельности в дошкольном возрасте. Арт-терапия как продуктивный вид деятельности позволяет развивать у дошкольников интерес и познавательную активность, поскольку столкнувшись с новыми предметами (цветной песок, мольберт, гуашь, новая песня, новая мелодия, танец и т.д.) ребенок проявляет естественное любопытство и пытается познать новый объект.
Арт-терапия позволяет развивать уверенность в себе у детей дошкольного возраста. Поскольку во время занятий арт-терапией создается ситуация успеха, ребенок может почувствовать свою успешность при выполнении разнообразных творческих заданий. Арт-терапия позволяет дошкольникам более эффективно осуществлять контроль собственных эмоций. На занятиях арт-терапией детей учат, что бурным проявлением негативных эмоций невозможно добиться положительного результата. Чтобы достичь поставленной цели следует направлять свои эмоции на объект творческой деятельности, а не на окружающих людей. Арт-терапия позволяет развивать творческий потенциал ребенка и повышать уровень его креативности за счет используемых методов и приемов работы.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Задачи программы:
− формирование доверие и позитивных взаимоотношений с окружающими,
− повышение самооценки и развитие самоуважения,
− обучение навыкам управления своим эмоциональным состоянием,
− снижение повышенной тревожности, работа со страхами.
Общие рекомендации по проведению программы
Занятия рекомендуется проводить на протяжении 2 месяцев в минигруппах из 3-4 человек 1 раз в неделю. Длительность одного занятия для детей дошкольного возраста 20-25 минут. При комплектовании групп рекомендуется подбирать детей со схожими эмоциональными либо личностными нарушениями. Например, группа детей с повышенной тревожностью, группа детей с низкой самооценкой, дети с повышенной агрессивностью и т.д.
Специфика проведения занятий
Занятия предполагают наличие определенных этапов:
1. Организационная часть. Основная цель – настроить детей на работу, создать положительный эмоциональный настрой. Предполагает приветствие и подготовку к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Психолог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки-напоминалки.
2. Основная часть (практическая). На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия.
Описание каждого занятия: название, цель, краткое описание арт-терапевтического инструментария
Занятие 1. Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.
Цель: знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арттерапии.
Материалы: бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки;
Ритуал начала занятия «Клубок»
Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает клубок ниток ребенку. ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.
Упражнения для первичного знакомства «Снежный ком».
Все играющие усаживаются в круг. Ведущий объясняет условия игры: он называет свое имя, следующий игрок называет имя предыдущего игрока, а затем свое, следующий игрок называет имена двух предыдущих игроков и свое, и т.д.
«Мое настроение».
Цель: освоение техники марания.
В буквальном понимании «марать» значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.
Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может манятся настроение?
Затем дети на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок? [2].
Релаксационное упражнение под музыку.
Повтор за педагогом: легкими массажными движениями погладьте свои ручки, а теперь щечки, носик, ушки и лобик. Открывайте глазки. Молодцы, понравилось? Ну а теперь пора продолжить нашу работу. Наши кляксы уже просохли и вы можете кистью дорисовать глазки, носик, ротик. (Дети дорисовывают, по ходу самостоятельной деятельности, воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь, дает советы, поощряет детей).
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.
1. Дубровская, Н.В. Игры с цветом / Н.В. Дубровская. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 180 с.
2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПБ: Речь, 2006. – 180 с.
3. Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 319 с.
4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин – СПб: Питер, 2002. – 420 с.
5. Копытин, А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам / А.И. Копытин. – М: Когито-центр, 2012. – 315 с.
6. Лебедева А. Арт-терапия в практике работы с детьми / Л.Д. Лебедева // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2003. – Том 6, №3. – С. 10-25.
7. Салтыкова-Волкович, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : пособие / М. В. СалтыковаВолкович. – Гродно : ГрГУ, 2016. – 32 с.
8. Шорохова, О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О. А. Шорохова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 207 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты