ВВЕДЕНИЕ
Задание 1. Тезисно выделите ключевые положения, положенные Л. С. Выготским в работу «Мышление и речь»
Задание 2. Опишите процесс речепорождения, который выделяет Л. С. Выготский. Охарактеризуйте каждый этап (фазу)
Задание 3. Прочитайте цитату из работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». Докажите, что данное высказывание можно отнести к психолингвистике третьего поколения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Выготский Лев Семенович – советский психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.
Л. С. Выготский относил себя к представителям материалистического направления в психологии. Он много занимался изучением феномена речевой деятельности человека, и его психологический подход к речи был не просто своеобразным итогом и обобщением всех предшествующих исследований в этом направлении, но и первой попыткой построить целостную психолингвистическую теорию.
Одной из основных проблем, на материале которых была разработана культурно-историческая теория, является проблема соотношения мышления и речи. Фундаментальный труд Л. С. Выготского «Мышление н речь» написан в 1934 году и до сих пор актуален как для узких специалистов, так и для широких масс читателей.
Проблема, поднятая Л.С. Выготским – рассмотрение внутренних механизмов, которые реализуются при осуществлении речевой деятельности, является одним из центральных вопросов психолингвистики.
Задание 1. Тезисно выделите ключевые положения, положенные Л. С. Выготским в работу «Мышление и речь»
I. Проблема и метод исследования
Проблема отношения мышления к речи сводится к вопросу об отношении мысли к слову. Существует два полюса решения этой проблемы: 2 полюса решения - отождествление и полное разъединение полное слияние мышления и речи мышления и речи
Вообще в психологии используются две основные формы анализа:
1. Разложение сложных психологических целых на элементы (в результате получаются элементы, чужеродные данному целому).
2. Расчленение целого на единицы (единица – продукт анализа, обладающий свойствами целого) Посредством второй формы анализа можно выделить единицу речевого мышления – значение слова
Слово относится к классу предметов и представляет собой обобщение – словесный акт мысли.
Значение слова можно рассматривать как явление речевое, так и явление мыслительное.
Метод исследования проблемы отношения мышления и речи – метод семантического анализа.
Первоначальная функция речи – коммуникативная (т. к. общение, не опосредованное знаковой системой – ограниченное и примитивное)
В процессе общения становится возможным обобщение.
Значение слова можно рассматривать и как единство мышления и речи и как коммуникации и мышления и как единство обобщения и общения:
II. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
Те закономерности, которые Пиаже установил, те факты, которые он нашел, имеют не всеобщее, но ограниченное значение. Они действительны hinc et nunc, здесь и теперь, в данной и определенной социальной среде. Так развивается не мышление ребенка вообще, но мышление того ребенка, которого изучал Пиаже….
Задание 2. Опишите процесс речепорождения, который выделяет Л.С. Выготский. Охарактеризуйте каждый этап (фазу)
Согласно теории Л. С. Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов и, наконец, в слова. Движение мысли идет по следующим фазам: мотив – мысль – внутренний план речи – смысловая сторона внешней речи – фазическая сторона внешней речи.
Л. С. Выготский выделяет пять планов движения от мысли к слову:
1. Внешний план речи (фазическая сторона): слово –> сцепление слов 2. Внутренний план речи (семантическая сторона): предложение –> слово как смысловая единица
Эти два плана относятся к самой речи и образуют сложное единство, но их развитие идет в противоположных направлениях (смысловая сторона – от целого к части, внешняя – от части к целому). В первую очередь не совпадает грамматическое (внешнее) и психологическое (внутреннее) подлежащее и сказуемое.
3. Синтаксис внутренней речи:
– Основная синтаксическая форма внутренней речи – предикативность (сокращение фразы);
– Редуцирование: роль речевых раздражений сводится к минимуму, когда мысли говорящих однонаправлены.
– Особенности строя внутренней речи:
– Преобладание смысла слова над его значением
Между смыслом и словом более независимые отношения, чем между значением и словом [2, с. 296].
Задание 3. Прочитайте цитату из работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». Докажите, что данное высказывание можно отнести к психолингвистике третьего поколения
«…Центральная идея может быть выражена в формуле: отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно к мысли… Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов… Поэтому первейшей задачей анализа, желающего изучить отношение мысли к слову как движение от мысли к слову, является изучение тех фаз, из которых складывается это движение, различение ряда планов, через которые проходит мысль, воплощающаяся в слове… (Выготский Л.С. «Мышление и речь», с. 305).
Психолингвистика как наука в своём развитии представлена тремя поколениями учёных. В 70 е годы прошедшего столетия Р. Ромметвейт выступил с решительной критикой психолингвистов второго поколения за то, что они берут высказывания как бы в вакууме, и неоднократно подчеркивал, что психолингвистика должна прежде всего изучать «…высказывания, включенные в коммуникативные окружения» (194, с.72).
Психолингвистика третьего поколения в значительной степени преодолела не только «атомизм», но и индивидуализм психолингвистики предшествующих поколений. Для нее полностью неприемлем также принцип «реактивности» речевого поведения.
Психолингвисты третьего поколения критически относятся к концепции Н. Хомского о роли врожденных универсальных языковых структур в формировании языковой способности человека. Так, Д. Дюбуа отмечает: «Язык не должен рассматриваться только как формальный объект, одинаковый для всех человеческих существ, но как объект социальный и исторически детерминированный».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Л.С. Выготский много занимался изучением феномена речевой деятельности человека, и его психологический подход к речи был не просто своеобразным итогом и обобщением всех предшествующих исследований в этом направлении, но и первой попыткой построить целостную психолингвистическую теорию. Главная заслуга Л. С. Выготского как основателя современной психолингвистики – это его трактовка внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности. Все психолингвистические модели речепорождения, разрабатывавшиеся в отечественной психолингвистике 60 – 70-х гг. прошедшего столетия, представляют собой конкретизацию и дальнейшее обоснование концепции, предложенной Л. С. Выготским.