Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1. Определение понятия «культура поведения»
2. Методы и приемы формирования у детей культурно-гигиенических навыков
3. Методы и приемы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками
4. Методы и приемы формирования культуры деятельности детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Детей следует обучать культуре поведения или этикету с раннего возраста. Этикет выражает содержание определенных моральных принципов в широком смысле этого слова. Этикет является важной частью человеческой культуры, морали и этики. Она учит детей везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как они относятся к себе, и получать такое же отношение со стороны других. Правило очень простое, но – к сожалению? В повседневной практике человеческие отношения не всегда и не у всех складываются. Тем не менее, межличностная культура и общение между людьми играют важную роль в жизни. Если ребенок научится культурно общаться со своими родственниками и знакомыми, он будет вести себя так же и с совершенно незнакомыми людьми.
Каждый из нас может почти однозначно определить по своим личным поступкам, насколько хорошо нас воспитали и насколько мы склонны думать или не думать об интересах других. У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть общечеловеческие ценности, и именно из них складывается культура каждого народа. Дошкольный возраст – самый важный период в формировании морального облика человека. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание поведенческой культуры.
Многие исследователи, занимающиеся формированием поведенческой культуры, утверждают, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Причина в том, что сами взрослые еще не до конца осознали значение понятия «культура поведения», особенно сейчас, на переходном этапе, когда меняются основные компоненты нравственного воспитания. Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги, как Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.
1. Определение понятия «культура поведения»
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (на работе, дома, в общении с другими людьми), в которых моральные и эстетические нормы поведения получают внешнее выражение. Культура поведения включает в себя: способы общения, этикет, максимально возможный уровень утонченности, отшлифованности своих действий и поступков, совершенствование своих действий в различных сферах жизни.
Под культурой поведения здесь понимаются сложившиеся формы повседневного поведения, которые полезны обществу в быту, общении и различных видах деятельности [3, с. 65].
Культура поведения не ограничивается формальным соблюдением этикета, она тесно связана с моральными чувствами и представлениями, которые, в свою очередь, подкрепляют их.
Традиционно в содержании поведенческой культуры дошкольников можно выделить следующие элементы:
– культура действий;
– культура общения;
– культурно-гигиенические навыки и привычки.
Характер компонентов поведенческой культуры проиллюстрирован в таблице, которая позволяет более точно проследить образовательные задачи и их постепенное усложнение [3, с. 67].
2. Методы и приемы формирования у детей культурно-гигиенических навыков
Ребенок находится в центре образовательного процесса в дошкольных учреждениях. По отношению к ребенку педагог выступает как субъект образовательного процесса, воздействуя на личность ребенка с помощью специфических методов воспитания.
Методы воспитания – это педагогические средства воздействия на сознание ребенка, направленные на достижение цели воспитания []. Воспитательные методы используются для коррекции поведения детей, формирования личностных качеств, обогащения их деятельности, общения и взаимоотношений.
Педагоги тщательно выбирают свои методы, обращая особое внимание на закономерности организуемого ими образовательного процесса. Методы преподавания должны постоянно варьироваться в различных педагогических ситуациях, что является профессиональным и творческим подходом учителя к процессу обучения [2, с. 48].
Метод – это конкретное проявление того или иного образовательного метода. Можно сказать, что метод – это индивидуальные действия педагога в рамках конкретного метода. Техника вторична по отношению к методу обучения. Методами формирования гигиенических привычек могут быть:
– объяснение необходимости выполнения рутинных, гигиенических задач;
– пример взрослого;
– ознакомление, практика;
– создание учебных ситуаций;
– поощрение, чтобы помочь ребенку стать уверенным в себе и поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
3. Методы и приемы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками
Развитие коммуникативной культуры у старших дошкольников тесно связано с развитием навыков работы в команде. Взрослые должны поощрять желание ребенка общаться и поощрять даже самые маленькие попытки поиграть друг с другом.
Полезно объединять детей для занятий, которые заставляют их чувствовать себя счастливыми, возбужденными, довольными и веселыми вместе. В увлекательной, насыщенной событиями жизни общение с детьми приобретает особенно сдержанный характер. Педагог использует различные стратегии, чтобы разнообразить распорядок дня детей.
1. Общение между взрослыми и сверстниками. Взрослые должны подавать пример детям, а дети, видя, как взрослые относятся друг к другу, начинают вести себя так же. Также, глядя на своих сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят быть их друзьями и подстраиваться под них с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
2. Беседа. Целенаправленная беседа на какую-либо тему, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи [4, с. 54].
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит детей логически мыслить, помогает им думать и поднимает их с конкретных способов мышления на более высокий уровень – уровень простой абстракции. Дети должны вспоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать выводы. Речь развивается через обсуждение и мышление.
4. Методы и приемы формирования культуры деятельности детей дошкольного возраста
Культура деятельности – эта культура отражается в поведении детей в классе, в игре и на работе. Воспитание культуры деятельности у детей означает научить их поддерживать порядок на рабочем месте, где они работают, играют и занимаются игровой деятельностью, а также уважать свой труд и бережно относиться к игрушкам, предметам и книгам. Важным показателем активной культуры является врожденное стремление к интересной и значимой деятельности, умение ценить время.
Поведение детей в яслях регулируется правилами, которые формируются на основе норм:
– правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней»;
– правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;
– каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);
– правила вводятся постепенно [1, с. 678].
Обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность стало основной целью обучения детей дошкольного возраста. В работе с детьми были поставлены следующие задачи:
- освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей);
- воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул).
Заключение
Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека, в которых моральные и эстетические нормы поведения получают внешнее выражение. Культура поведения включает в себя: способы общения, этикет, максимально возможный уровень утонченности, отшлифованности своих действий и поступков, совершенствование своих действий в различных сферах жизни.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий.
Основными методами и приемами, которые используются при формировании культуры общения детей со взрослыми и сверстниками являются беседа, чтение произведений художественной литературы, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, заучивание стихотворений и сам процесс общения между взрослыми и сверстниками.
Культура деятельности – эта культура отражается в поведении детей в классе, в игре и на работе. Воспитание культуры деятельности у детей означает научить их поддерживать порядок на рабочем месте, где они работают, играют и занимаются игровой деятельностью, а также уважать свой труд и бережно относиться к игрушкам, предметам и книгам. культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
1. Анахина, Т.А. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.А. Анахина, С.Н. Васильева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. –2016. – № 1 (105). – С. 678-681.
2. Иванникова, Г. Воспитание культуры поведения / Г. Иванникова // Дошкольное образование. – 1990. – № 11. – С. 45-53
3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – №5, №9.
4. Кравцова, Е. Учите детей общаться / Е. Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10, 11
5. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников / Г.П. Лаврентьева. – Киев, 1988. – 214 с.
6. Любина, Г. Обучение дошкольников «языку чувств» / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С. 37-41
7. Нравственное воспитание в детском саду / под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М., 1998. – 265 с.
8. Островская, Л.Ф. Культура речевого общения / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С. 27-33
9. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М., 1988. – 287 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты