Введение
Сравнительный анализ особенностей личности, деятельности, познавательной сферы у нормально развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью
Заключение
Литература
Введение
Дети с органической недостаточностью нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный 3 уровень семьи, условия гиперопеки или гипоопеки, отсутствие педагогически целесообразного воздействия на ребенка, психотравмирующие ситуации) в наиболее чувствительный период в свою очередь замедляют психическое развитие в целом и отягощают дефект при задержке психического развития и умственной отсталости.
По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова, А.Д.Фролова).
Сравнительный анализ особенностей личности, деятельности, познавательной сферы у нормально развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью
По уровню сформированности всех видов мышления дети дошкольного возраста с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников, но это отставание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления, где даже с учётом потенциальных возможностей оно достигает статистически значимых величин. Развитие словесно-логического мышления у них также заметно отстаёт по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников.
Задержка психичeского развития – это такое нарушeние нормального темпа психического развития, при котором рeбенок, достигший школьного возраста, продолжаeт оставаться в кругу дошкольных, игровых интeресов. Понятиe «задeржка» подчeркивает врeменной (нeсоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом прeодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития дeтей данной категории. Нeдостаточная сформированность познаватeльных процeссов зачастую являeтся главной причиной трудностeй, возникающих у дeтей с ЗПР при обучeнии в школe.
По выражению И.А.Скворцова, растущий организм на каждом возрастном этапе “одевает” заболевания мозга в новые “одежды” внешних проявлений в соответствии со степенью зрелости тех образований НС, которые организуют болезненный ответ. Незрелость “отвечающих” образований, неспособность их обеспечить адекватную реакцию организма, что нередко характерно для первых недель и месяцев жизни, могут превратить “одежды” клинической картины заболевания в “шапкуневидимку”: болезнь не проявляет себя до той поры, пока незрелые образования “не понадобятся”.
Заключение
Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Дети с ЗПР или умственной отсталостью отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, у них наблюдается импульсивное поведение.
Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля за собственной деятельностью.
Значительным своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).
В старшем школьном возрасте у школьников с ЗПР обнаруживается ряд особенностей личности, общих с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности, некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них слабо выражены реакции самоутверждения, самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них более значимыми.
1. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой , В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
4. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; Под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
6. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. СПб., 2003.