Когнитивный подход в медицинской психологии
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Когнитивный подход в медицинской психологии»
по дисциплине: «Медицинская психология»
2021
15.00 BYN
Когнитивный подход в медицинской психологии
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Медицинская психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
Введение
Глава 1 Определение медицинской психологии
Глава 2 Основные принципы и понятия когнитивного подхода. Когнитивный подход в медицинской психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Лучшее лечение не означает лучшее здоровье. Медицинское обслуживание улучшается, но количество заболеваний растет, а самые болезненные из них по-прежнему не поддаются контролю с помощью лекарств [1].
Медицинская психология – это отрасль прикладной психологии, которая занимается изучением психологических явлений в медицине. Именно психологические явления в области медицины составляют предмет медицинской психологии.
Существуют различные связи между началом заболевания и психологическими факторами.
«Основные идеи когнитивного подхода были разработаны психотерапевтами А. Беком и А. Эллисом в 1960-х годах. Эмоциональные проблемы вызваны нашей интерпретацией различных событий. Считается, что психические расстройства являются результатом дезадаптивных когнитивных процессов. Неадаптивные когниции – это мысли, которые несовместимы со способностью справляться с жизнью, нарушают внутреннюю гармонию и вызывают неадекватные, подавляющие и расстраивающие реакции. Иррациональные мысли не основаны на реальных фактах» [12].
Объект исследования: когнитивный подход.
Предмет исследования: когнитивный подход в медицинской психологии.
Цель исследования: изучение специфики когнитивного подхода в медицинской психологии.
Задачи исследования:
- дать определение медицинской психологии;
- раскрыть основные принципы и понятия когнитивного подхода в медицинской психологии.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
Глава 1 Определение медицинской психологии
Медицинская психология как научная дисциплина является частью более широкой науки, известной как «психология».
Психология (от греч. psyche – душа и logos – наука) – это наука, изучающая закономерности психической деятельности у людей и высших животных. Это относительно молодая наука, ей около 150 лет. Психология сформировалась как самостоятельная наука во второй половине девятнадцатого века, отделившись от области другой науки, философии. Следует отметить, что в рамках философии доктрины психологии представляли собой область чистой спекуляции. Философы пытаются понять закономерности и природу психики с помощью абстрактных, отвлеченных рассуждений. Рождение настоящей, научной психологии стало возможным благодаря проникновению в эту область научного экспериментального метода. Гениальный немецкий ученый Вильгельм Вундт был первым, кто применил этот метод к изучению человеческой психики. Поэтому именно Вундт считается основателем психологии как науки. В 1874 году была опубликована основная работа Вундта «Принципы физиологической психологии», а в 1879 году под его руководством была официально создана первая психологическая лаборатория. История научной психологии может быть прослежена до этого времени [2, c. 25].
«Психология как наука делится на две основные части: общая психология и специальная (прикладная) психология. Если общая психология изучает структуру и общие закономерности функционирования психики, то специальная (прикладная) психология занимается изучением психологических явлений во всех областях практической деятельности человека. Область прикладной психологии включает в себя такие отрасли психологической науки, как социальная психология, психология труда, юридическая психология, психология образования, спортивная психология и пространственная психология. Изучаемая нами дисциплина, медицинская психология, является частью прикладной психологии и занимается изучением психологических явлений в медицине, которая также относится к этой категории, т.е. к области прикладной психологии. Поэтому именно психологические явления в области медицины составляют предмет медицинской психологии» [13].
Глава 2. Основные принципы и понятия когнитивного подхода. Когнитивный подход в медицинской психологии
Когнитивный подход – это метод обучения, основанный на когнитивной психологии, который опирается на принципы осознанности в процессе обучения, принимая во внимание различные когнитивные стили учащихся в данной группе и стратегии обучения, которые они используют в процессе обучения [14].
Когнитивный подход основан на знаниях, а точнее на процессе представления, хранения, обработки, интерпретации и генерирования новых знаний. Это ступенька, с помощью которой люди могут преодолевать препятствия. Было установлено, что они актуальны для людей, которые говорят и думают на разных языках. Один из основных принципов заключается в том, что восприятие человеком окружающей среды не всегда соответствует реальности. Все это напрямую связано с прошлым опытом человека.
Основные понятия в когнитивном подходе:
- «мыслительный процесс и способность принимать решения.
- особенности понимания.
- процессы роста и развития.
- способность и течение распознавания образов.
- речь.
- внимание.
- воображение.
- память.
- естественный и искусственный интеллект» [11].
Основной подход заключается в замене личностных конструктов, которые представляют собой мысли или идеи, к которым человек применяет научные термины и сравнения, чтобы понять и предсказать свой опыт. Это действие характеризуется тем, что люди по-разному воспринимают информацию из внешнего мира и различные его интерпретации.
Этот процесс делится на несколько этапов:
- «первый, он же вводный. на нем человек приобретает те инструменты, с помощью которых неправильно трактует информацию.
- второй этап. на нем человек уже с помощью психотерапевта определяет аргументы, преимущества и недостатки каких-либо моделей поведения.
- третий этап – завершающий. человек подводит итоги и осознает собственные ответные действия» [9].
Заключение
Медицинская психология – это отрасль прикладной психологии, которая занимается изучением психологических явлений в медицине. Именно психологические явления в области медицины составляют предмет медицинской психологии. Медицинская психология, как отрасль психологии в целом, подразделяется на несколько частей: патологическая психология, нейропсихология, психиатрия, медицинская этика, психология девиантного поведения, психология аномального развития и психического здоровья.
Когнитивный подход заключается в понимании того, как люди декодируют информацию о реальности и организуют эту информацию для принятия решений.
Когнитивный подход очень широко признан в медицинской психологии. Когнитивные образы мира, как восприятие реальности, определяют и контролируют наши реакции и поведение. Практические методы когнитивного подхода предоставляют конкретные приемы для разрешения противоречивых убеждений и замены старых убеждений новыми, которые могут более эффективно поддерживать здоровье.
1. Андерсон Д. Р. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
2. Беловол Е. В. Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность? // Вестник РУДН. Серия Психология и Педагогика. 2011. № 5. С. 19 – 29.
3. Бельских И. А., Плотников Д. В. Когнитивный стиль конкретная/ абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности // Курский науч.-практ. вестник «Человек и его здоровье». 2011. № 3. С. 13 – 19.
4. Будрина Е. Г. Особенности связи между когнитивными стилями и интеллектуальной продуктивностью // Психологические исследования интеллекта и творчества. Материалы науч. конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина / отв. ред.
5. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М. : Смысл ; Академия, 2006.
6. Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 27 – 37.
7. Дунчев В. Н., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление // Когнитивные стили. Тезисы науч.-практ. семинара / под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. С. 86 – 91.
8. Евтух Т. В. Связь разноуровневых индивидуальных свойств и когнитивных стилей // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 600 – 603.
9. Карпова Е. В. Яблокова А. В. Когнитивные стили: история вопроса и новые проблемы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 220 – 226.
10. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Л. : ЛГУ, 1976.
11. Корнилова Т. В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шуранова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили. Тезисы науч.-практ. семинара / под ред. В. Колги. Таллинн, 2006. С. 99 – 103.
12. Паралис С. Э. Когнитивный стиль «простота-сложность» в структуре индивидуальности. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2018.
13. Ребеко Т. А. Структура телесной репрезентации и когнитивные стили // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 47 – 57.
14. Русалов В. М., Волкова Е. В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 32 – 42.
15. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Либерея, 2002.
16. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л. МГУ, 2008.
17. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 2012. Т. 13. № 3. С. 84 – 93.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты