Статистические методы в психологии
Этап 1. Текст, в котором излагаются результаты психологического исследования.
Щербинина О.А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / О.А. Щербинина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №3. – С. 108-112.
Этап 2. Переменные, которые фигурируют в исследовании. Типы шкал.
Перечень переменных: личностная тревожность, самооценка и социометрический статус.
Типы шкал для каждой из переменных:
1) личностная тревожность – результаты представлены в интервальной шкале;
Этап 3. Гипотеза исследования и статистические методы для ее проверки.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь тревожности пятиклассников с особенностями их самооценки и социометрическим статусом в учебной деятельности и сфере досуга.
Этап 4. Соответствие выбранного статистического критерия типам шкал и выбранной гипотезе.
Выбранный статистический метод соответствует типам шкал и проверяемой гипотезе.
Переменные, представленные в интервальной шкале, могут обрабатываться любыми статистическим методами без ограничений. Так, к примеру, среднее значение является полноценным статистическим показателем для характеристики таких переменных. Именно поэтому и был выбран t-критерий Стьюдента для независимых выборок, предполагающий вычисление достоверно значимых различий в средних показателях переменных.
Переменные, представленные порядковой шкалой, могут обрабатываться статистическими критериями, предполагающими ранжирование данных. Например, метод ранговой корреляции Ч.Спирмена. Поэтому для оценки взаимосвязи между переменными был применен этот статистический метод, который подходит и для порядковых шкал и для интервальных шкал.
В статье приведены результаты исследования взаимосвязи тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков.
Этап 5. Возможные пути совершенствования статистического инструментария исследования
В данном исследовании выбор статистического инструментария является верным и соответствует поставленной гипотезе и типам шкал.
В исследовании следует учитывать ограничения одномерных статистических тестов по сравнению с многомерными аналитическими статистиками. В частности, ограничения статистических тестов сводятся к тому, что в исследовании анализируется влияние только одной переменной, т.е. гипотеза находит свое подтверждение или отвергается только на основании влияния одного выделенного параметра. В данном исследовании, например, влияние уровня самооценки подростков на показателе