Счастье как нравственная ценность. Память как мнемический процесс
МГКИ (Могилёвский государственный колледж искусств)
Контрольная
на тему: «Счастье как нравственная ценность. Память как мнемический процесс»
по дисциплине: «Этика и психология»
2021
15.00 BYN
Счастье как нравственная ценность. Память как мнемический процесс
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Этика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
Введение
Счастье как нравственная ценность
Память как мнемический процесс
Заключение
Список литературы
Введение
Сначала - о словах. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).
Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.
Счастье как нравственная ценность
Природа счастья противоречива, поэтому его практическое достижение наталкивается на существенные препятствия, а размышления о нем образуют ряды антиномий:
1. С одной стороны, счастье является следствием морального образа жизни. Сам создатель этики, Аристотель, считал, что ее цель – научить человека, как стать счастливым благодаря добродетели. Этим полагается, что только хороший человек может быть счастлив. С другой стороны, наблюдения показывают, что счастье не зависит от нравственных заслуг индивида и распределяется по прихоти фортуны. Известно, что на долю очень хороших людей выпадает и много страданий.
2. С одной стороны, счастье зависит от разума. Поскольку человек – существо разумное, то и человеческое счастье – это следствие разумной жизни, а интеллектуальные достижения являются необходимым компонентом счастья. С другой стороны, счастье – это иррациональное состояние, которому избыток разума только вредит. «Счастливы только дураки» – гласит народная пословица.
3. С одной стороны, счастье – это приобретение недостающего в жизни, его надо «искать», «добыть» активными усилиями. С другой стороны, счастье – это отсутствие утрат, свобода от страданий, наслаждение тем, что имеешь.
4. С одной стороны, счастье – это итог жизни. Древние греки даже считали, что о том, был ли человек счастливым, можно судить только после его смерти. Счастье есть удовлетворенность жизнью в целом. С другой стороны, счастье – это момент жизни, актуальное переживание счастливого «мига», в быстротечности которого мы убеждаемся на личном опыте. Но без этих мимолетных состояний вряд ли можно оценить в финале жизнь как счастливую.
5. С одной стороны, счастье предполагает некое объективное положение вещей, составляющее наше счастье. С другой стороны, счастье – это субъективное переживание, без которого предпосылки не становятся действительным счастьем. Однако и субъективная эйфория сама по себе вряд ли является признаком настоящего счастья, счастье предполагает наличие некоторых объективных причин его испытывать.
6. С одной стороны, представления о счастье диктуются социальной средой. Общество предлагает индивиду некие наборы ценностей, обретя которые он должен быть счастливым. В традиционной нравственности для счастья нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына, который продолжит традицию. В советской морали для счастья необходимо было принять участие в революционных, боевых и трудовых победах своего народа. В потребительском обществе счастье ассоциируется со счетом в швейцарском банке, виллой на Канарских островах и автомобилем последней модели.
Память как мнемический процесс
Память – сквозной познавательный психический процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта, информации.
Познавательные психические процессы могут быть самостоятельными, т.е. имеющими свой конечный результат, или продукт, или сквозными, т.е. обеспечивающими эффективное функционирование всех других психических процессов. К самостоятельным относятся восприятие (образ), воображение (образ), мышление (мысль), эмоциональные процессы (переживание). Сквозными психическими процессами являются память, внимание и речь.
Память – одна из важнейших особенностей человека, она лежит в основе умственной деятельности и создаёт хранилище информации, в котором собирается опыт личности и приобретённые знания. Они составляют культурный багаж, который человек собирает и хранит в течение всей жизни. Нет этого багажа – нет личности. Именно память позволяет человеку быть тем, чем он является, действовать в окружающем мире, осознавать собственное «я»… Память связывает человека с его прошлым, настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе его психики.
С древних времён человек искал аналоги памяти. Ими становились глиняные дощечки, записи на бересте, книги, позже магнитофон, диктофон, компьютер и т.д. Недаром ещё древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам (от Мнемозины и Зевса родились Евтерпа, муза лирической поэзии; Клио, муза истории; Талия, муза комедии; Мельпомена, муза трагедии; Терпсихора, муза танцев; Эрато, муза любовной поэзии; Полигимния, муза гимнов; Урания, муза астрономии; Каллиопа, муза эпической поэзии). Кстати сказать, имя этой богини дало название самой памяти. В научных трудах можно прочитать такие выражения: «мнемическая направленность», «мнемическая задача», «мнемические действия, «мнемическая деятельность». У каждого человека формируется целая система действий по переработке, хранению и использованию этого багажа знаний. У людей различен объём запоминаемого материала, скорость запоминания и воспроизведения информации, характер запоминаемого материала, прочность хранении, точность и другие параметры.
Механизм работы памяти состоит из подпроцессов (запоминания, сохранения и воспроизведения), из этапов переработки информации (сенсорного, оперативного и долговременного), операций по структурированию информации (группировки, кодированию, раскодированию, упорядочиванию), видов памяти (сенсорной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной) и средств(опорных слов, наглядных картинок и предметов, пиктограмм, действий). Все эти элементы памяти развиваются в процессе освоения человеческого опыта.
Заключение
Таким образом, в ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания мы видим, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок.
Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных" нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается, прежде всего, механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.
Особенностью системы ценностей общественного морального сознания является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей.
Изменения в ценностной структуре нравственного сознания - это, прежде всего, смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играющей роль "аксиологической пружины", передающей свою активность всем остальным звеньям системы.
Общественная потребность в новом типе нравственного сознания появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в нравственном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих нравственных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие − 5-е изд.– М.: ОМЕГА-Л, 2009
2. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
3. Гёффдинг, Г. Философские проблемы: Психология, онтология, этика, логика / Г. Гёффдинг. - М.: КД Либроком, 2014.
4. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: учеб. пособ.− (Профессиональное образование). – М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2009.
5. Мартова Т.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие − (Высшее образование). - Ростов н/Д.: Феникс ЭКОР-книга, 2009.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты