ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст может считаться вершиной детства. У ребенка сохраняется множество таких детских качеств, как легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако у ребенка уже заметна детская непосредственность в поведении, у него возникает иная логика мышления. Учение для ребенка становится значимой деятельностью. В школе он будет приобретать не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Будут изменяться интересы и ценности ребенка, а также весь уклад его жизни.
Младший школьный возраст является началом школьной жизни. При вступлении в него, ребенок начинает приобретать внутреннюю позицию школьника, также у него появляется учебная мотивация. Учебная деятельность приобретает для него ведущее значение. В течение данного периода ребенок будет развивать теоретическое мышление, он будет получать новые знания, умения и навыки, то есть будет создавать необходимую базу для всей своей дальнейшей учебы. Но значение учебной деятельности на этом не будет исчерпываться, поскольку ее результативность будет в значительной степени зависеть от развития личности младшего школьника. Школьная успеваемость - это важный критерий оценки ребенка в качестве личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника либо неуспевающего будет отражаться на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии. Успехи в учебе, осознание собственных способностей и умение качественно выполнять какие-либо задания будет приводить к формированию чувства компетентности. Если чувство компетентности в учебе не будет формироваться, то у ребенка будет снижаться самооценка и возникать чувство неполноценности.
В понятие младший школьник можно отнести детей ребенка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении всего времени, которое будет занимать обучение в начальных классах, у ребенка будет складываться новая для него деятельность – учебная. Именно этот факт, что он становится учеником, учащимся человеком, будет накладывать абсолютно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. При участии новой, учебной деятельности будет меняться характер мышления ребенка, а также его внимание и память. У поведения будут возникать черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать конкретным правилам и нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе, а именно, положение человека, занятого общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, то есть учением, - будет привлекать за собой перемены в отношениях с другими детьми, с взрослыми, в том, как ребенок будет оценивать себя и других.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СВОЕОБРАЗИЕ ИХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как уже было указано выше, младший школьный возраст является началом школьной жизни. Границы младшего школьного возраста, которые совпадают с периодом обучения в начальной школе, на сегодняшний день установлены в период с 6-7 до 9-10 лет. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание посещать школу – это все будет создавать предпосылки для систематического обучения.
В данном возрасте будет происходить смена образа и стиля жизни в сравнении с дошкольным возрастом: будут возникать новые требования, новая социальная роль ученика, кардинально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе ребенок будет приобретать не только новые знания и умения, но также определенный социальный статус. Будет изменяться восприятие места ребенка в системе отношений. Изменяются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
С физиологической точки зрения данное время является временем физического роста, когда ребенок быстро тянется вверх, при этом будет наблюдаться дисгармония в физическом развитии, поскольку оно будет опережать нервно-психическое развитие ребенка, что будет сказываться на временном ослаблении нервной системы. Данный период характеризуется повышенной утомляемостью, беспокойством, повышенной потребностью в движениях.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте является следующей:
1. Учебная деятельность приобретает ведущее значение.
2. Будет завершаться переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Становится отчетливо понятным социальный смысл учения (отношение младших школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения будет становиться доминирующей.
5. Будет происходить смена референтной группы, в сравнении с дошкольным возрастом.
6. Будет происходить смена распорядка дня.
7. Будет укрепляться новая внутренняя позиция.
8. Будет меняться система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход после окончания начального звена в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
По мнению преподавателей среднего звена, у учащихся, приходящих из начальной школы, плохо развита речь, учащиеся плохо читают, у них плохо развита память (этот недостаток назван 53% опрошенных учителей), они невнимательны, не самостоятельны, не наблюдательны, не организованы, не могут сосредоточиться и многое другое.
Это свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят.
Поэтому, выявление степени развития познавательных способностей младших школьников, определение их готовности к обучению в среднем звене, очень важно, и чем точнее будет проведена диагностика ребенка, чем быстрее и правильнее разработан комплекс коррекционных работ, и проведен с каждым учеником, тем выше успеваемость учащихся и их успешность в обучении.
1. Аванесова Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.
2. Ариарский М.А. «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления». СПб., 2008 г. – с.189.
3. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - Тамбов, 2012. - 343 с.
4. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2010. - 327 с.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995.-136с.
6. Стрельцов Ю.А. «Социальная педагогика». – М., 1998. – 144 с.
7. Стрельцов Ю. А. Педагогика досуга : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова ; М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. — 272 с.
8. Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. А. Юзефавичус. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.