Введение
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.
Современная психодиагностика очень широко используется областях социальной практики, в таких как:
1. расстановка кадров, профотбор и профориентация;
2. прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака, законопослушности;
3. оптимизация обучения и воспитания;
4. консультативная и психотерапевтическая помощь;
5. судебная психолого-психиатрическая экспертиза;
6. прогнозирование психологических последствий изменения среды.
1. Основные подходы к психодиагностике личности взрослого в отечественной и зарубежной психологии
Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практике можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, которой может выступить отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов, входит составной частью в эксперимент или выступает самостоятельно, как метод исследования или же область деятельности практического психолога, фиксируясь при этом на обследовании, а не на исследовании.
Психодиагностика понимается двояко:
1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.
В психологической диагностике в основном выделяют два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический.
1. Номотетический подход (от лат. norma – образец).
Этот подход ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.
2. Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма).
Основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.
Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого.
Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта). С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.
В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированны и интегральный.
2. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Опросник Кеттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов, на каждый из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
1. Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q1 - восприимчивость к новому радикализму.
2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q3 - наличие внутренних напряжений; Q4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
Заключение
Рассмотрев содержание, которое зарубежные и отечественные психологи вкладывают в понятие «личность», мы выявили, что существуют противоречивые мнения. В зарубежной психологии одни авторы указывают на наличие в системе личности психических и физических свойств, другие, что личность - это результат научений для приспособления к жизни в обществе, третьи определяют личность как соотношение психических свойств и влияния внешних условий. Отечественные исследователи в своих определениях рассматривают личность с позиции деятельностного подхода и представляют ее как некую целостность психологических качеств, составляющих ее неповторимость и индивидуальность.
Во всех вышеперечисленных определениях личности есть доля истины, и каждое из них заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Нам представляется, что личность - это человек, психологические характеристики которого определяются наличием генетической предрасположенности, приобретенного детского опыта, влиянием социального окружения и дальнейшей возможностью самосовершенствования и проявляются в системе общественных отношений.
По результатам теста можно сделать следующие выводы:
Респондент №1 имеет достаточную степень скрытности, обособленности, отчужденности и недоверчивости. Необщителен, замкнут и критичен. Склонен к объективности, ригидности. Излишне строг в оценке людей. Имеет трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов. Любит идеи, предпочитает работать одна. Может быть художником, ученым-исследователем и предпочитает работать самостоятельно, изолированно от группы.
Развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаема. Имеет достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.
Чувствительна и эмоционально менее устойчива, легко расстраивается.
Уступает другим, покорна. Часто зависима, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность может является частью многих невротических синдромов.
В основном серьезна, молчалива. Часто пользуется моментом, ищя выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.
В тоже время смелая, предприимчивая, активная; имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонна к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия. - М.: Апрель-Пресс, 2001
2. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - К,1989.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования личности. — Киев: 0-во Знание УССР, 1982. — 17с
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.
8. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности, в кн. Методы психодиагностики и коррекции в клинике. - Л.,1983. - С.62-81
9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319с.
10. Общая психодиагностика.- М.,1987, - 304 с.
11. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.
12. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
13. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.
14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.