Введение
1. Цветодиагностика и ее использование в диагностике психических состояний (теоретический анализ литературы)
1.1. Цветодиагностика и ее использование в диагностике психических состояний
1.2. Цветовой тест М. Люшера, цветопись А.Н. Лутошкина
2. Опросник профессиональных склонностей, модификация методики Л. А. Йовайши (описание и проведение методики на двух испытуемых)
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что некоторые особенности восприятия цвета связаны с психофизическим и эмоциональным состоянием человека. Всю информацию об окружающем мире и о нашем собственном теле мы получаем с помощью наших органов чувств. Более всего изучены зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и тактильная системы. В процентном отношении количество получаемой информации этими системами неравноценно. Известно, что около 80% информации мы получаем по зрительным каналам, 10% по слуховым, остальную информацию человек поучает через оставшиеся системы. В связи с этим в психодиагностике применяются ряд методик, которые основаны на анализе цветоощущений и цветовосприятия в их взаимосвязи с доминирующим эмоциональным состоянием человека.
В связи с актуальностью и практической значимостью данной проблемы в данной контрольной работе будет рассмотрена цветодиагностика и ее использование в диагностике психических состояний на примере теста М. Люшера и методики «Цветопись» А.Н. Лутошкина.
В практической части контрольной работы будет описана одна из наиболее известных психодиагностических методик, которая направлена на диагностику профессиональных склонностей. Это модификация методики Л.А. Йовайши. Применение данной методики позволяет получить дополнительные сведения о специфике профессиональных склонностей и предпочтений человека.
1. ЦВЕТОДИАГНОСТИКА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
(теоретический анализ литературы)
1.1. Цветодиагностика и ее использование в диагностике психических состояний
Если рассматривать цвет с точки зрения уровней организации поведения, то его воздействие можно увидеть на всех трех уровнях. Наиболее явно цвет воздействует на третьем уровне, а именно сознательном, где цвет является источником информации для наибольшего количества людей и несет в себе конкретное содержание. Тем самым цвет ориентирует человека, во-первых, в пространстве, во-вторых, в последовательности действий и событии.
Т.В. Городилина отмечает, что цвет рассматривался с двух позиций:
1) как элемент организации пространства и деятельности человека, цвет как элемент философско-религиозной семантики;
2) цвет как общественный способ эмоционально-психологического воздействия [4, с. 37].
Однако цвет включает не только эмоциональные, но и психологические изменения. Г. Роршах обнаружил, что спокойное настроение содействует образованию реакций на цвет, тогда как люди с подавленным настроением чаще реагируют на форму. Доминирование цвета указывает на открытость к внешним стимулам. Люди, предпочитающие цвет, являются чувствительными, легко поддающимися чьему-либо влиянию, неустойчивыми, дезорганизованными, предрасположенными к эмоциональным взрывам. Предпочтение и реагирование на форму свойственно интровертным людям, характеризующимся строгим самоконтролем, педантичным, неэмоциональным отношением ко всему окружающему [6, с. 40].
2. ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ, МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ Л.А. ЙОВАЙШИ (описание и проведение методики на двух испытуемых)
Название: «Опросник профессиональных склонностей».
Автор методики: Л.А. Йовайши.
Контингент испытуемых: опросник может применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников, начиная с 14 лет.
Предмет психодиагностики: профессиональные склонности.
Теоретические основы методики: методика основана на карте профессиональных интересов, в соответствии с которыми выделены шесть профессиональных сфер.
Стимульный материал: текст опросника (30 утверждений) и ответный бланк. Предполагает два варианта ответов – «а» или «б».
Комплектность методики: лист с инструкцией и бланк ответов, ключ для обработки данных, ручка, чистый лист бумаги, ноутбук.
Результаты диагностики первого испытуемого.
Имя испытуемого: Анастасия.
Пол: женский.
Возраст: 17 лет.
Образование: учащаяся.
Дата: 11.12.2021.
Результаты: приложен лист ответов.
Обработка данных:
1. По сфере искусства набрано 25 баллов.
2. По сфере технических интересов набрано 21 балл.
3. По сфере работы с людьми набрано 15 баллов.
4. По сфере умственного труда набрано 9 баллов.
5. По сфере физического труда набрано 6 баллов.
6. По сфере материальных интересов набрано 14 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам выполнения теоретической части контрольной работы были сформулированы следующие выводы. Методы цветодиагностики используются в качестве дополнительных методов изучении личности и эмоциональных состояний человека (детей и взрослых), также могут применяться для оценки эмоционального климата в коллективе. В качестве одних из самых распространенных методик, применяемых в цветодиагностике, являются тест М. Люшера, цветопись А.Н. Лутошкина.
По итогам выполнения практической части контрольной работы были изучены теоретические основы методики диагностики Опросник профессиональных склонностей, модификация методики Л.А. Йовайши. В ходе выполнения практической части работы были получены навыки психодиагностического исследования, обработки, интерпретации данных, формулирования психологического заключения и рекомендаций. У первого испытуемого профессиональные склонности в сфере искусства являются предпочитаемыми. Сферы деятельности, которые отвергаются испытуемым, связаны с физическим и умственным трудом. Испытуемому рекомендованы профессии, которые связаны с искусством (актер, аниматор, музыкант, художник, дизайнер, драматург, арт-директор, менеджер в сфере развлечений и т.д.). У второго испытуемого профессиональные склонности в сфере технических интересов являются предпочитаемыми. Сферы деятельности, которые отвергаются испытуемым, связаны с физическим трудом и сферой материальных интересов. Испытуемому рекомендованы профессии, которые связаны с техникой (техник, технолог, механик и т.д.).
1. Адашинская, Г.А. Боль и цвет / Г.А. Адашинская, С.Н. Ениколопов // Психологический журнал. – 2005. – № 3. – С.74-81.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук.− СПб. : Питер, 2005. − 351 с.
3. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
4. Городилина, Т.В. Цвет и психофизическое состояние человека / Т.В. Городилина // Соционика, психология и межличностные отношения. – 2005. - № 1. – с.37-43.
5. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
6. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 214 с.