Введение
Значения физкультминуток в повышении умственной работоспособности детей
Формы проведения физкультминуток и их характеристика
Методика использования физкультминуток с детьми дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Хорошее режим в детском саду – это, прежде всего, четкое чередование занятий и периодов отдыха в течение дня и строгая регламентация различных видов деятельности для сохранения здоровья детей.
Дети дошкольного возраста испытывают большую потребность в физической активности. Движение и ощущения, связанные с ним, являются источником развития для детей. Если в этот период ребенок мало двигается, это может привести к проблемам с умственным и речевым развитием.
Физкультурные занятия являются основным инструментом для развития двигательных навыков в детском саду. Следует использовать различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползание, лазание, лазание, метание, упражнения на равновесие).
Устранить двигательные нарушения помогут разнообразные игры, в том числе физкультминутки – короткие перерывы во время занятий для выполнения серии упражнений (преимущественно физических, направленных на предупреждение выраженного утомления и предотвращение неблагоприятных для здоровья последствий трудовой (учебной) деятельности).
Значения физкультминуток в повышении умственной работоспособности детей
Физкультминутка – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшение их самочувствия, повышение бдительности, профилактику утомления и нарушений осанки и, таким образом, укрепление здоровья детей.
Цель физкультминуток (динамических пауз) – повысить умственную работоспособность во время учебной деятельности, снять напряжение, обеспечить детям кратковременный активный отдых при значительной нагрузке на органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы рабочей руки.
Важность физкультминутки: она помогает расслабиться, получить удовольствие, снять стресс, создать ощущение физического расслабления, улучшить кровообращение, снять мышечное и нервное утомление, активизировать мышление детей, создать положительные эмоции и повысить интерес к занятиям.
Физкультминутка помогает взрослым играть с детьми, развивать речь, двигательную координацию и мелкую моторику. Физическая активность улучшает кровообращение и работу мозга, тем самым снимая мышечное и нервное напряжение и улучшая настроение детей.
Для достижения целей укрепления здоровья детей дошкольного возраста используются разнообразные средства физического воспитания, в том числе физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физическая активность и другие) оказывает эффективное воздействие на организм ребенка.
Физкультминутка – небольшое комплексное физическое упражнение, выполняемое в течение 2-3 минут на занятиях в детском саду и дома при выполнении домашних заданий. Оно включает 4-5 упражнений для рук, туловища и ног, не требующих сложной координации.
Формы проведения физкультминуток и их характеристика
Все физкультминутки можно разделить на три группы:
1. Физкультминутки, которые проводятся во второй половине занятия, когда дети устали, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание дошкольников с одной деятельности на другую, чтобы повысить эффективность усвоения материала, и чтобы укрепить здоровье детей.
К таким физкультминуткам относятся стихи, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.
2. Физкультминутки, которые включают в себя упражнения для мышц кистей рук. Их проводят для отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках карандаша или кисточки на занятиях по изобразительному искусству во всех группах детского сада.
Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Они дают возможность отдохнуть детям, развивая их речь и мелкую моторику.
3. Физкультминутки, которые проводят на утренних зарядках, чтобы сделать их более интересными и разнообразными. Дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме.
Методика использования физкультминуток с детьми дошкольного возраста
В подборе упражнений для физкультминутки нужно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо объяснить ее содержание, отработать необходимые жесты и движения. Это создаст у детей положительный эмоциональный настрой и подготовит их к выполнению упражнений.
2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. Иногда, например, на занятиях по рисованию, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения кистей; такие же движения пальцами рук.
3. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.
4. Речь воспитателя должна быть эмоциональной и выразительной при проведении физкультминутки, движения нужно выполнять синхронно с текстом или в паузах.
5. Текст постепенно разучивается детьми наизусть, они произносят его частично или целиком, соотнося слова с движениями.
6. Не надо ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
7. Необходимо поощрять подпевание детей, не замечать, если они поначалу делают что-то неправильно.
Заключение
Физкультминутка – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т. е. на оздоровление организма детей.
Физкультминутки помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.