Методика развития речи
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Методика развития речи»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2022
15.00 BYN
Методика развития речи
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
1. Развитие словаря у детей как количественное накопление слов и качественное освоение их значений на основе развития представлений о мышлении.
2. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возраста. Пассивный и активный словарь в речи детей.
3. Направление и задачи словарной работы.
Список использованной литературы
1. Развитие словаря у детей как количественное накопление слов и качественное освоение их значений на основе развития представлений о мышлении.
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Таким образом, в современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений. Лексические значения - сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение: в нём можно выделить предметную отнесённость, т. е. обозначение предмета, номинацию.
2. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возраста. Пассивный и активный словарь в речи детей.
В настоящее время проблема развития словаря у детей раннего дошкольного возраста становится весьма актуальной в связи с тем, что на современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т. к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А. Н. Леонтьев, овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т. к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.
Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.
В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т. к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.
Слова, составляющие наш язык, не являются абсолютно обособленными элементами, все они связаны между собой и составляют общую лексическую систему. Таким образом, в составе лексической системы слова являются лексическими единицами. Все лексические единицы связаны друг с другом посредством тех или иных отношений, проявляющихся в значении, форме и т. д. Кроме того, место лексической единицы зависит от его многозначности, совместимости с другими лексическими единицами.
3. Направление и задачи словарной работы.
Словарная работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой процесс планомерного расширения активного словаря за счет трудных и незнакомых слов. Формирование словаря происходит одновременно с ознакомлением с окружающим миром (природным, социальным и культурным).
Поначалу ребенок соотносит слово с конкретным предметом или явлением, слово лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении и вызывает их образы. По мере освоения действительности, ребенок начинает делать обобщения, руководствуясь значимыми для него признаками. Лишь постепенно дети овладевают объективным понятийным содержанием слова.
Развитие речи ребенка должно соответствовать развитию представлений и знаний детей. Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная.
Сначала ребенок овладевает пассивным словарем. Это слова, которые говорящий понимает, но не употребляет. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Работа над словом проводится при ознакомлении с окружающим, на основе активной познавательной деятельности. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений, поведения ребенка. (Ф.А.Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.А. Ушакова и др.)
Задачами педагога при проведении словарной работы является:
- обогащение словаря,
- уточнение словаря,
- его активизация
- устранение нелитературных слов.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.,1996.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет - М., 1999.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 1981.
4. Короткова Э.П. Принципы обучения речи в детском саду - М., 1981.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников -М, 2006.
6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей - М., 2004.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты