Введение
Изучение влияния социальных установок на поведение потребителей позволяет получить информацию о потребительских предпочтениях и потребительских привычках, основанных на внутренних убеждениях.
Убеждение – элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия [1, с. 86].
Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом [4, с. 218].
Поведение потребителей – это исследование отдельных лиц, групп или организаций и всех видов деятельности, связанных с покупкой, использованием и распоряжением товарами и услугами, включая эмоциональные, психические и поведенческие реакции потребителя, которые предшествуют или следуют за этими действиями [2, с. 51].
Методика
Испытуемые: в количестве 10 человек. Из них 5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 22 до 50 лет.
Материал: чипсы в количестве 8 образцов. Из них 4 образца отечественных производителей: чипсы картофельные «Белорусские», чипсы «Бульба», «Премьер» и «Мега Чипс». И 4 образца зарубежных производителей: «Lay's», «Pringles», «Doritos» и «Estrella».
Процедура: экспериментальное исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе каждый участник должен был продегустировать каждый из образцов чипсов. При этом образцы были пронумерованы, их торговые марки были скрыты от участников исследования. На данном этапе оценивались субъективные установки респондентов по отношению к вкусовым качествам продукта. Участникам предлагалось указать номер образца, который является для них лидером по вкусовым качествам из предложенных 8.
Результаты
На первом этапе исследования оценивались вкусовые предпочтения 8 образцов. В итоге были получены следующие результаты:
1. Образец №1 (чипсы «Белорусские») в качестве лидера по вкусовым качествам был выбраны в 2 участниками исследования.
2. Образец № 2 (чипсы «Lay's») в качестве лидера по вкусовым качествам был выбран 5 участниками исследования.
3. Образец № 3 (чипсы «Бульба») в качестве лидера по вкусовым качествам не был выбран ни разу.
4. Образец № 4 (чипсы «Pringles») в качестве лидера по вкусовым качествам был выбран 2 участниками исследования.
5. Образец № 5 (чипсы «Премьер») в качестве лидера по вкусовым качествам не был выбран ни разу.
Обсуждение
У потребителей сформировано негативное социальное убеждение относительно того, что белорусские производители производят не качественные чипсы, уступающие зарубежным по вкусовым качествам и оформлению упаковки. Данный факт подтверждается тем, что потребители чаще покупают зарубежные чипсы, более высокого оценивают вкусовые качества и эстетичность оформления упаковки зарубежных чипсов. Все участники исследования смогли правильно определить производителя чипсов по его вкусовым качествам.
Что касается потребительского поведения и социальных установок потребителей, в исследовании было выявлено, что большинство потребителей приобретают чипсы зарубежных производителей. Большинство опрошенных респондентов оценивают вкусовые качества отечественных чипсов на более низком уровне по сравнению с зарубежными.