Краткое содержание
В данной работе описан эксперимент, в котором изучалось влияние социальных установок на поведение потребителей по отношению к отечественным и зарубежным производителям безалкогольных напитков. В исследовании принимали участие 10 человек (5 мужчин и 5 женщин) в возрасте от 22 до 50 лет.
Каждому участнику предлагалось выбрать один из предложенных безалкогольных напитков, заполнить лист-опросник, отвечая на различные вопросы, касающиеся данного вида товара, особенностей потребительского поведения.
В результате проведения исследования было установлено, что большинство участников исследования предпочли безалкогольные напитки отечественных производителей, обосновывая свой выбор тем, что данные товары по своим вкусовым качествам не уступают зарубежным, при этом цена их более доступная. Соответственно, поведение потребителей по отношению к отечественным и зарубежным производителям безалкогольных напитков обусловлено социальной установкой соотношения «цена-качество»: то есть, если нет разницы в качестве продукта, то можно выбрать более дешевый его аналог. В данном случае выбор большинства участников исследования сделан в пользу отечественных производителей безалкогольных напитков по их вкусовым качествам и ценовому приоритету.
Введение
Изучение влияния социальных установок на поведение потребителей позволяет получить информацию о потребительских предпочтениях и потребительских привычках, основанных на внутренних убеждениях.
Установка – это неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации [3, с. 389].
Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом [2, с. 8].
Цель исследования: проверить влияние социальных установок на поведение потребителей по отношению к отечественным и зарубежным производителям безалкогольных напитков.
Предмет исследования: социальные установки.
Методика
Испытуемые: в количестве 10 человек. Из них 5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 22 до 50 лет.
Материал: безалкогольные напитки в количестве 8 образцов. Из них 4 образца отечественных производителей: напиток «БелаКола», «Вейнянский родник», «Квас белорусский оригинальный» и минеральная вода «Фрост». И 4 образца зарубежных производителей: напиток «Nestea» (Швеция-Россия), напиток «Живчик» (Украина), минеральная вода «Черноголовка» (Россия), квас «Очаковский» (Россия).
Процедура: экспериментальное исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе каждый участник должен был продегустировать каждый из образцов напитков.
Результаты
На первом этапе исследования оценивались вкусовые предпочтения 8 образцов. В итоге были получены следующие результаты:
1. Образец №1 (минеральная вода «Фрост») в качестве лидера по вкусовым качествам была выбрана в 10% случаев.
2. Образец № 2 напиток «Nestea» (Швеция-Россия) в качестве лидера по вкусовым качествам был выбран в 20% случаев.
3. Образец № 3 Минеральная вода «Черноголовка» (Россия) в качестве лидера по вкусовым качествам не была выбрана ни разу.
Обсуждение
У потребителей сформировано позитивное социальное убеждение относительно того, что белорусские производители производят не уступающие зарубежным по вкусовым качествам безалкогольные напитки. Данный факт также подтверждает то, что образцы отечественных производителей безалкогольных напитков в качестве лидеров по вкусовым качествам были выбраны в 60% случаев. Большинство участников исследования не смогли правильно определить производителя напитков по его вкусовым качествам. Но при ответах участники исследования несколько чаще указывали отечественного производителя в отношении более «вкусных» безалкогольных напитков.
Что касается потребительского поведения и социальных установок потребителей, в исследовании было выявлено, что большинство потребителей приобретают безалкогольные напитки отечественных производителей. Большинство опрошенных респондентов оценивают вкусовые качества отечественных безалкогольных напитков на более высоком уровне по сравнению с зарубежными. Однако примерно каждый третий респондент указал, что не может ответить на этот вопрос и указать, кто из производителей производит более вкусные напитки. Большинство респондентов при выборе безалкогольных напитков руководствуются установкой «соотношение цена и качество», то есть выбирают вкусные напитки по невысокой цене. Фактор только низкой цены, только вкусовых качеств или производитель оказывают значимыми для небольшой части опрошенных.