Эксперимент: «Влияние игры на интеллектуальное развитие старших дошкольников»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Краткое содержание
Мы провели эксперимент, целью которого было изучение влияния игры на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В результате эксперимента мы выяснили, что в игре происходит быстрое и целенаправленное развитие интеллектуальных навыков дошкольников. Об этом свидетельствует тот факт, что положительная динамика наблюдается у каждого испытуемого по одному или нескольким из трех субтестов.
Введение
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, так как дети являются важнейшим резервом страны, от которого будет зависеть уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет к детям все больше требований: объем знаний, которые им необходимо передать, неуклонно растет; учителя хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Уровень интеллекта, которым обладает ребенок, не является чисто врожденным, тем более генетически унаследованным свойством – это именно система способностей. Способности формируются в процессе осуществления различных видов деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми. Врожденными являются только задатки. Как известно, способности не только формируются в деятельности – они проявляются в ней. Другого способа оценки интеллекта ребенка, основанного на наблюдениях за эффективностью его повседневной интеллектуальной деятельности или успешностью выполнения интеллектуальных заданий (тестов), не существует [3, с. 23].
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнения, обобщения, узнавание, умение делать выводы. Интеллект включает в себя речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда очень популярны. В дальнейшем они добиваются больших успехов в жизни. Интеллект охватывает все аспекты человеческой деятельности: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также умение делать то, что другие не умеют делать. Поэтому развитием интеллекта ребенка следует заниматься с самого раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Поэтому не следует ограничивать двигательную активность детей. Запреты и ограничения значительно замедляют мыслительные процессы в мозгу ребенка.
1. Арсентьева, В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб.пособие / В. П. Арсентьева. Учебное пособие / В. П. Арсентьева. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144с.
2. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебное пособие. учебное пособие / И. С. Гринченко. – М. : УЦ Перспектива, 2008. – 96 с.
3. Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие. пособие для студентов. выше. пед. учебные заведения / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканена. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
4. Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 45 – 47.
5. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1988. – 185 с.
6. Ломтева, Т. И. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет / Т. И. Ломтева. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.
7. Методы изучения интеллекта / И. Н. Агафонова и др. – Спб. : Питер, 1991. – 221 с.
8. Первушина, В. Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? / В. Е. Первушина. – Спб. : Невский проспект; Вектор, 2007. – 287 с.