Введение
1 Этические требования в психодиагностике личности подростка, юноши и взрослого
2 Диагностика фрустрационных реакций личности взрослого (методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга)
Заключение
Список источников литературы
Введение
Психодиагностика - это наука, изучающая методы и инструменты для оценки психологических характеристик личности, уровня развития талантов, способностей и умений. Она позволяет ученым и специалистам в области психологии получать информацию о психическом состоянии и особенностях испытуемого, применяя различные психологические тесты, анкеты, интервью и наблюдения.
Психодиагностика имеет большое практическое значение в психологической консультации, клинической психологии, подборе персонала, образовании и других областях.
Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях личности, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает.
[...]
1 Этические требования в психодиагностике личности подростка, юноши и взрослого
На протяжении зарождения человеческой цивилизации развивалась научная традиция и практика изучения психологии человека. Важную роль в этом процессе всегда играл психодиагностический метод, уходящий своими корнями в глубь веков. На протяжении эволюции психодиагностики формировались три важных направления. Одно из них сосредотачивалось на точности и объективности в измерении психических явлений. Другое направление разрабатывало научную базу для создания психодиагностических инструментов и концепций, объясняющих измерения психических явлений. Третье направление формировало этические принципы психодиагностики.
В современной психодиагностике продолжает оставаться актуальной проблема разработки и внедрения уникальных методических средств. Например, по-прежнему вызывает дискуссии использование тестов в качестве инструмента диагностики.
С сохранением критического подхода к измерительным возможностям тестов, отечественные психологи, включая Б.М. Теплова, А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, заняли более обоснованную точку зрения. Они опирались на аргументы, позволяющие выявить как сильные, так и слабые стороны тестов. Кроме того, А.Г. Ковалевым и В.Н. Мясищевым были разработаны требования к тестовым заданиям, которые стали по сути программными принципами психологической диагностики.
Сегодня вполне уместно напомнить некоторые из них:
• тестовую методику следует тщательно анализировать в плане ее функционального назначения;
• результаты исследования должны подлежать оценке в связи с культурно-экономическими условиями развития обследуемого;
[...]
2 Диагностика фрустрационных реакций личности взрослого (методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга)
Некоторые эксперты полагают, что тест занимает промежуточное положение между тестом ассоциаций слов и тематическим апперцептивным тестом (ТАТ). Тест ассоциаций слов основан на использовании слов в качестве стимулов, тогда как ТАТ использует изображения. Однако изображения в этом тесте довольно однотипны по своему характеру, и, что более важно, они используются для получения более простых и непосредственных ответов, ограниченных как по длине, так и по содержанию. Поэтому данный тест сохраняет некоторые преимущества теста ассоциаций слов, но также приближается к тем аспектам личности, которые выявляет ТАТ [3].
Методика предназначена для изучения реакций на неудачу и способов преодоления препятствий, мешающих достижению целей и удовлетворению потребностей личности.
Тест состоит из 24 рисунков, на каждом из которых изображены персонажи во фрустрационных ситуациях. Один из персонажей изображен во время высказывания слов, описывающих его фрустрацию, а другой персонаж имеет пустой квадрат, в который можно вписать свой ответ на ситуацию. Черты и мимика персонажей устранены, чтобы участники могли проецировать свои собственные реакции на ситуации.
Ситуации, представленные в тесте, разделены на две основные группы.
А. В ситуации препятствия "я" (эгоблокинговые) возникают различные препятствия, которые создают неприятности для субъекта и мешают ему достигать своих целей. Эти ситуации могут быть вызваны каким-либо конкретным персонажем или предметом, который создает чувство обескураженности у человека. Это блокирует его действия и вызывает фрустрацию.
[...]
Заключение
На сегодняшний день психологическая диагностика является уникальной областью психологических знаний, которая постоянно развивается вместе с изменяющимися социальными процессами и жизненными вызовами человека. Развитие идей в области психодиагностики также обусловлено многоаспектностью и многогранным применением практических методов работы психолога-диагноста. Вероятно, каждое последующее поколение психологов будет обнаруживать в психологической диагностике новые аспекты и открывать дополнительные возможности этой области психологии.
Будущее развитие практической психологии неизбежно приведет к изменению смыслового пространства психологической диагностики, ее принципов и методических комплексов, а также к изменению роли в формировании личности и общества. Необходимо помнить, что психодиагностика – это прежде всего взаимодействие души психолога и души диагностируемого человека. Поэтому важно, чтобы психолог-диагност выдвигал высокие требования к себе, средствам измерения и принципам, на основе которых он объясняет результаты измерений.
1 Данилова, Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69–81.
2 Посохова, С. Т. Современная психологическая диагностика: проблемы и теории и этики // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 3, 2010
3 Тарабрина, П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации. Л., 1984.
4 Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
5 Шеламова, Г. М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности / Г.М. Шеламова. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Тест фрустрационных реакций Розенцвейга/Взрослый вариант.