Пояснительная записка
Актуальность тренинговой программы
Сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми, которые пережили развод родителей. Развод – это сложный и травматичный период в жизни ребенка, который может сопровождаться чувствами страха, боли, обиды, а также проблемами в общении, психологическим развитием и адаптацией. В рамках тренинговой программы, методика сказкотерапии будет использоваться для оказания помощи детям в осознании и преодолении этих сложностей.
Цель тренинговой программы
Целью данной тренинговой программы является помощь детям, пережившим развод родителей, в преодолении эмоциональных и психологических трудностей, укреплении их психологического здоровья, повышении уровня коммуникативных и адаптивных навыков, а также восстановлении эмоциональной стабильности и уверенности в своих силах.
Задачи тренинга
1. Помочь детям осознать и выразить свои эмоции и переживания, связанные с разводом родителей.
2. Улучшить уровень коммуникативных навыков детей для более эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Повысить уровень самооценки и уверенности в своих силах у детей, переживших развод родителей.
4. Разработать стратегии, направленные на адаптацию и успешное функционирование в новых условиях жизни.
5. Освоить навыки сказкотерапевта для дальнейшего использования в своей работе с детьми.
[...]
Содержание программы
Занятие 1 «Знакомство»
Цель тренингового занятия: дать вступительное слово, рассказать о целях тренинга, решении организационных моментов.
Ход занятия
Процедура 1. Информирование участников группы о своеобразии тренинга как групповой форме работы
Назначение: повысить осведомленность участников группы о целях, задачах,
методах и формах групповой работы
Процедура 2. Введение системы основных и дополнительных групповых
норм, и правил
Назначение: создать условия психологической безопасности и порядка (перечислить основные групповые правила и расшифровать каждое из них).
Психолог предлагает выработать правила во время занятий и нарисовать их. Участники делятся на группы и рисуют правила, потом обсуждают.
-Конфиденциальность
- Нет глупых ответов, нет глупых вопросов
- Краткость
- Не перебивать
- Уважать чужое мнение
- Открытость
- Юмор
- Не оценивать
- Здесь и теперь (решаем проблемы, которые возникают здесь).
[...]
Занятие 2 «Упражнения на осознание реакций тела и выражение своего состояния»
Цель тренингового занятия: обучение осознанию реакции своего тела, общего состояния и способам выражать свое состояние.
Ход занятия
Процедура 1. Начальная рефлексия
Назначение: поддержание тематической взаимосвязи между занятиями,
определение актуального физического и эмоционального состояния участников группы. Вопросы:
1) Как Ваши ощущения после прошлого занятия?
2) Какое настроение у Вас сегодня?
3) Что Вы ждете от сегодняшнего дня?
Процедура 2. Вхождение в сказку
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Материалы: Небольшие дуги – воротики или детские стулья (примерно 12 штук), плотная длинная ткань или одеяла, маленькая лампа, небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.
Инструкция: Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя «Волшебный Тоннель». Сверху они накрываются одеялами или плотной тканью. Итак, у тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от выхода помещается на полу или на низкой подставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден участнику, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, участник может "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель".
[...]
Занятие 3 «Страх. Его относительность»
Цель тренингового занятия: способствовать духовному развитию, поиску смысла и предназначения жизни.
Ход занятия
Процедура 1. Начальная рефлексия
Назначение: поддержание тематической взаимосвязи между занятиями, определение актуального физического и эмоционального состояния участников группы
Вопросы:
1) Как Ваши ощущения после вчерашнего занятия?
2) Какое настроение у Вас сегодня?
3) Что Вы ждете от сегодняшнего дня
Процедура 2. Вхождение в сказку
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Материалы: Небольшие дуги – воротики или детские стулья (примерно 12 штук), плотная длинная ткань или одеяла, маленькая лампа, небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.
Инструкция: Участник входят в сказку в через "Волшебный Тоннель".
Процедура 3. Знакомство со сказкой «Человек»
Цель: создание благоприятной для работы атмосферы.
Инструкция: Ведущий зачитывает сказку:
«Жил-был Человек. Он рос, ел, пил, ходил и говорил. Как все. У него были работа, дом, семья. Как у всех посещал общественные мероприятия и развлекался. В общем, как все.
[...]
Занятие 4 «Как справиться со страхом»
Цель тренингового занятия: обучение способам выражать свои эмоции безобидным, социально приемлемым способом.
Ход занятия
Процедура 1. Начальная рефлексия
Назначение: поддержание тематической взаимосвязи между занятиями, определение актуального физического и эмоционального состояния участников группы
Вопросы:
1) Как Ваши ощущения после занятия?
2) Какое настроение у Вас сегодня?
3) Что Вы ждете от сегодняшнего дня
Процедура 2. «Страшные персонажи телеэкрана».
Дети вспоминают известных им страшных персонажей телеэкрана, затем по очереди каждый задумывает и изображает одного из героев так, чтобы остальные как можно скорее отгадали.
Процедура 3. «Картинная галерея»
Ведущий предлагает детям выбрать самого страшного персонажа и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод (ведущий) проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.
[...]
Занятие 5 Гнев. С каким чувством он дружит. Подведение итогов.
Цель тренингового занятия: умение понимать эмоциональные состояния других людей.
Ход занятия
Процедура 1. Начальная рефлексия
Назначение: поддержание тематической взаимосвязи между занятиями, определение актуального физического и эмоционального состояния участников группы. Вопросы:
1) Как Ваши ощущения после занятия?
2) Какое настроение у Вас сегодня?
3) Что Вы ждете от сегодняшнего дня
Процедура 2: "Управление дыханием"
Цель: Улучшение контроля над своим гневом путем настройки на свою дыхательную ритмику.
Описание упражнения: Найдите тихое место, где вы сможете находиться в одиночестве. Садитесь в удобную позу и закройте глаза. Глубоко вдыхайте через нос, задерживая дыхание на несколько секунд, а затем плавно выдыхайте через рот. Сфокусируйтесь только на своем дыхании, обращая внимание на каждый вдох и выдох. Постепенно увеличивайте продолжительность вдоха и выдоха, делая их глубже и медленнее. Представьте, как с каждым выдохом вы освобождаете свое тело от напряжения и гнева. Продолжайте это упражнение в течение нескольких минут или до тех пор, пока не почувствуете себя более спокойно и сосредоточенно.
[...]