Введение
В развитии любой науки существуют закономерные периоды подъема и спада. Они обусловлены как логикой развития самой науки, так и конкретным историческим моментом становления или преобразования общества. В настоящее время имеются веские основания говорить об очередном все возрастающем интересе к психологической диагностике.
На сегодняшний день психодиагностика привлекается к решению широкого круга задач в образовании, производстве, бизнесе, медицине, спорте и т.д.
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Современное понятие «психодиагностика» тесно связано с понятием «психологическое тестирование», однако не сводится к нему, т.к. кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики.
Представленное выше определение «психодиагностики» включает две ее стороны теоретическую и практическую. Так, психодиагностика является сферой практической деятельности психолога только с одной стороны, а с другой – она выступает теоретической дисциплиной.
Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.
1 Цветодиагностика и ее использование в диагностике психических состояний личности (цветовой тест М.Люшера, тест «Цветопись» Лутошкина)
Теория цвета по решаемым научно-практическим задачам, своему предмету и объекту, является междисциплинарной областью, включающей волновую и цифровую теорию света, физиологическую оптику, психофизиологию, психофизику сенсорных систем, эргодизайн и целый ряд других парадигмальных направлений наук, связанных с человеком и техникой (Б.А. Базыма, В.А. Зверев, В.С. Лежнюк, Л.П. Кравцова, Б.А. Шашлов и др.).
И. Ньютон впервые обратил внимание на психофизиологическую природу цвета и отметил проблему субъективности восприятия цвета и множественности факторов, влияющих на восприятие и психосемантику цвета.
Цветоведенье (колористика) — наука о цвете, изучающая его природу, характеристики, смешивание, гармонию, культуру, восприятие человеком и т. д. Первый кто создал систему цветов был Леонардо Да Винчи, он выделил 6 основных цветов: белый, черный, желтый, красны, синий, зеленый. Один из аспектов колористики — изучение психологического восприятия цвета человеком. Почему красный значит «стоп», а зеленый «идите». Цвет воздействует на физиологию и психологию человека, поэтому с его помощью можно вызвать ту или иную эмоцию. Так «стоп» красного цвета оказывает стимулирующее воздействие на мозг, так как имеет наибольшую длину волны, что требует большего количества энергии. С зеленым или синим же наоборот. Мягкие, пастельные цвета вызывают ощущение спокойствия, когда яркие раздражают [1].
[...]
2 Методика исследования самоотношения (МИС). С.Р.Пантелеева
Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания - 30 - 40 минут [4].
С целью изучения самоотношения у студентов группы была проведена данная методика. Бланки ответов представлены в приложении А.
Испытуемый 1
Открытость – 5 баллов – 5 стенов (среднее значение)
Самоуверенность – 6 баллов – 4 стена (среднее значение)
Саморуководство – 9 баллов – 8 стенов (высокое значение)
Отражение самоотношения – 5 баллов – 5 стенов (среднее значение)
Самоценность – 6 баллов – 8 стенов (высокое значение)
Самопринятие – 6 баллов – 5 стенов (среднее значение)
Самопривязанность – 9 баллов – 8 стенов (высокое значение)
Внутренняя конфликтность – 6 баллов – 5 стенов (среднее значение)
Самообвинение – 2 балла – 3 стена (низкое значение)
[...]
Заключение
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях личности, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает.
Психическое состояние – это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека.
Это понятие используется в психологии для условного выделения в психике человека относительно нестабильных, изменчивых ее аспектов в отличие от такой характеристики, как психическое свойство, указывающее на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость.
Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определенный период времени. Оно имеет начало и конец, изменяется со временем под влиянием различных факторов (как внешних, так и внутренних).
В этой связи важным становится психодиагностика различных состояний человека для своевременного предотвращения негавтиных последствий.