Введение
1. Классификация и характеристика методов диагностики личности взрослого
2. Методики многофакторной диагностики личности взрослого (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла)
Заключение
Список использованных источников
Введение
На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задачи.
Современные исследования в области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, открывают новые возможности в области психодиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что при помощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.
Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.
Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.
Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.
[...]
1. Классификация и характеристика методов диагностики личности взрослого
Психическое состояние – это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека. Состояние представляет собой сложную системную реакцию на воздействие. Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определенный период времени. Оно имеет начало и конец, изменяется со временем под влиянием различных факторов (как внешних, так и внутренних).
Психическое состояние отражается на своеобразии протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.), проявляется в деятельности и поведенческих реакциях и включает в себя переживание.
Трудностями в психодиагностике психических состояний выступают: многоуровневость феномена, большое число и разнообразие условий, влияющих на протекание и функционирование психических состояний.
Психодиагностика психических состояний осуществляется в сферах:
1) дифференциальной диагностики школьников и студентов в образовательной среде;
2) профотбора специалистов для сложных экстремальных видов деятельности;
3) профилактики и мониторинга срывов личности в ходе профессиональной деятельности;
4) психокоррекции дезадаптивных психических состояний для улучшения самочувствия личности [3].
В психодиагностике психических состояний принято выделять три основные группы методов, с помощью которых можно оценить состояние человека:
- методы, направленные на изучение осознаваемых компонентов психических состояний (субъективно-оценочные методы);
[...]
2. Методики многофакторной диагностики личности взрослого (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла)
16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма А) позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. Опросник Кеттелла 16 pf одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.
Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.
Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет" (или "а", "в", "с").
Инструкция к опроснику Кеттелла.
Bам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Отвечать надо приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Заполнение всего опросника должно занять у Вас около 50 мин. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам неясными или сформулированными не так подробно, как Вам хотелось бы. В таких случаях, отвечая, старайтесь представить "среднюю", наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте свой ответ. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа "не знаю", "нечто среднее" и т.п. Отвечайте честно и искренне. Не стремитесь произвести хорошее впечатление своими ответами.
[...]
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы нами были изучены психомоторные и психофизиологические тесты для профессора личности взрослого, а также более подробно изучен вопрос, касательно методики многофакторной диагностики личности взрослого (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла), после чего было проведено обследование двух испытуемых.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что курсовая работа выполнена в полной мере
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 2005. – 157 с.
2. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты. – М.: Изд-во МГУ. – 186 с.
3. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; "2-е" изд., испр и доп. – М. : Политиздат, 2004. – 237 с.
4. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 204 с.