ВВЕДЕНИЕ
1. Какие конфликты между законами общества и морально-этической стандартами могут иметь место при проведении психологического консультирования?
2. Какие распространенные формы неэтичного поведения в консультировании отмечает С. Глэддинг?
3. Какие доводы в пользу существования этических кодексов отмечает С. Глэддинг?
4. Какие ограничения и противоречия этических кодексов отмечает С. Глэддинг?
5. Какие этические принципы имеют отношение к деятельности консультантов и принятию ими этических решений?
6. Что включает в себя семишаговая модель принятия решений, связанных с этикой?
7. Что такое двойственные отношения в психологическом консультировании и как они разрешаются с точки зрения этики?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Консультирование – это отдельная профессия, которая развивалась в различных направлениях на протяжении всего двадцатого столетия. Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога [3].
1. Какие конфликты между законами общества и морально-этической стандартами могут иметь место при проведении психологического консультирования?
Конфликты между законом и морально-этической системой общества могут происходить на разных уровнях. Часть из этих конфликтов решается в суде. Хотя законы более объективны и конкретны, чем большинство этических и моральных кодексов, они зачастую изменяются в ответ на требования отдельных людей или групп.
Автор рассматривает разнообразные ситуации с точки зрения их этичности и законности.
Например, этично и законно точно следовать закону и соблюдать конфиденциальность в отношениях с клиентом, что также регулируется законом о неразглашении.
2. Какие распространенные формы неэтичного поведения в консультировании отмечает С. Глэддинг?
Неэтичное поведение в консультировании может принимать разные формы. Искушения, общие для всех людей, существуют и для консультантов. К таким искушениям автор относит: физическую близость, распространение сплетен или возможность карьерного роста (за взятку).
Определенные формы неэтичного поведения являются очевидными и допускаются сознательно, другие – более скрыты и непреднамеренны. Но в любом случае пагубность последствий одинакова [1].
3. Какие доводы в пользу существования этических кодексов отмечает С. Глэддинг?
Обращаясь к ситуациям, связанным с этическим выбором, консультанты Хансен Росберг и Граммер в 1994 году разработали кодексы профессиональной этики и стандарты поведения, базирующиеся на общепринятой системе ценностей. Профессиональные консультанты по многим причинам добровольно придерживаются этих кодексов. Помимо других целей, этический кодекс предназначен для того, чтобы давать конкретные формулировки для гарантии защиты прав клиентов, одновременно отвечая ожиданиям специалистов.
Другая причина создания этических кодексов заключается в том, что «без кодекса установленной этики группа людей со схожими интересами не может считаться профессиональной организацией.
Этические нормы не только помогают сделать ассоциацию профессиональной на общем уровне, они предназначены для осуществления определенной регуляции профессиональной деятельности членов ассоциации» на персональном уровне.
4. Какие ограничения и противоречия этических кодексов отмечает С. Глэддинг?
С. Глэддинг ссылается на исследователя Рэмли, который отмечает, что этические стандарты являются слишком общими и идеалистическими; они редко отвечают на конкретные вопросы. Более того, он показал, что такие стандарты часто не уделяют внимания вполне предсказуемым профессиональным дилеммам. Скорее, они предлагают ведущие принципы, основанные на опыте и оценках того, как консультанты должны себя вести. Во многих отношениях этические стандарты просто отражают житейский опыт, накопленный в профессии на определенный момент времени.
Некоторые вопросы не могут быть разрешены с помощью этического кодекса. Существуют юридические и этические вопросы, не охваченные кодексами.
Этические кодексы представляют собой исторические документы. Следовательно, то, что ранее считалось приемлемым, через некоторое время может оказаться неэтичным.
5. Какие этические принципы имеют отношение к деятельности консультантов и принятию ими этических решений?
Целый ряд этических принципов имеет отношение к деятельности консультантов и принятию ими этических решений:
– принцип благоприятного воздействия (совершение добра и предотвращение вреда);
– принцип непричинения вреда (ненанесение ущерба);
– принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения);
– принцип справедливости (честность);
– принцип точности (соблюдение или уважение обязательств) [1].
6. Что включает в себя семишаговая модель принятия решений, связанных с этикой?
Ван Гус и Парадайз в 1979 году предложили концепцию, описывающую пять ступеней развития внутренней аргументации консультанта при решении этически неоднозначных вопросов.
1. Ориентация на наказание. На этой стадии консультант полагает, что внешние социальные стандарты являются базисом для оценивания поведения. Если клиенты или консультанты нарушают социальные нормы, они должны быть наказаны.
2. Институциональная ориентация. Консультанты, которые находятся на этой стадии, считают правильными и соблюдают правила учреждений, в интересах которых они работают. Они не сомневаются в верности этих правил и основывают на них свои решения.
3. Социальная ориентация. Консультанты на этой стадии строят свои решения на социальных стандартах. Если возникает вопрос относительно того, какие потребности, общественные или личные, должны удовлетворяться в первую очередь, то приоритет отдается потребностям общества.
4. Индивидуальная ориентация. На этой стадии приоритет получают личные потребности. Сознавая потребности общества и зная требования закона, консультанты придерживаются того, что выгоднее для индивида.
5. Принципиальная ориентация (сознательная). На этой стадии для индивида первичны принципы. Этические решения основываются на интериоризованных этических стандартах, а не на внешних соображениях.
7. Что такое двойственные отношения в психологическом консультировании и как они разрешаются с точки зрения этики?
Вопрос двойственных отношений как предмет этического анализа относительно нов. Он возник в результате проводившихся в 1970-х годах дебатов об этичности сексуальных взаимоотношений между консультантами и клиентами. Когда профессиональные сообщества пришли к выводу, что сексуальные взаимоотношения между консультантами и клиентами являются неэтичными, был поднят вопрос по поводу других типов отношений, складывающими между консультантами и клиентами, например деловых или дружеских. Такие отношения не формируются на принципах взаимности ввиду явно терапевтического характера мотивов вовлеченных людей. Другими словами, одна сторона (клиент) более уязвима, чем другая (консультант) [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в своей практике психолог-консультант, безусловно, несет этическую ответственность как перед клиентом, так и перед профессиональным сообществом. На каждой консультации психолог вынужден обнаруживать границу собственной ответственности, отмерять степень воздействия на клиента, выбирать комфортный для себя и для клиента способ взаимодействия, дистанцию и каждый раз становиться перед выбором, опираясь на собственные знания, ситуацию, а также личные и профессиональные этические нормы [2].
Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.
1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. – 4-е изд. /С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
2. Горбунова, В.В. Этические диллемы в психологической практике /В.В. Горбунова // Психологический журнал. – 2010. – № 4. – С.113 – 119.
3. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования /Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.
4. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – 2-е изд., стер. /В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
5. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с