1. Индивидуальность человека как объект научного исследования
2. Комплексный подход изучения индивидуальности
3. Интегративная психология развития
4. Принципы многомерности и многоуровневости, лежащие в основе целостной индивидуальности
5. Изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
6. Концепция «интегральной индивидуальности» В. С. Мерлина
7. Модель целостной индивидуальности В.М. Русалова
8. Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
1. Индивидуальность человека как объект научного исследования
ʼʼЧеловеческая индивидуальность – это самое интересное, что существует на свете. И самое сложное. Нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они во всем тождественны друг другу… Индивидуальность – это как раз то, что отличает людей друг от друга…ʼʼ.
Одним из первых проблему индивидуальности в психологии поставил Вильям Штерн. В своей знаменитой работе ʼʼДифференциальная психология и её методические основыʼʼ он писал˸ ʼʼКак бы ни различались разрабатываемые до сегодняшнего дня проблемы дифференциальной психологии, все они имели нечто общее˸ предметом исследования в них выступал признак в ᴇᴦο межиндивидуальном проявлении; индивиды же, будучи носителями изучаемого признака, были лишь объектом исследования.
Утверждая необходимость исследования индивидуальности, В. Штерн обосновал ряд принципиальных положений, которые не утратили своего значения до настоящего времени. Прежде всего, это относится к пониманию ʼʼиндивидуальности как единства в многообразииʼʼ.
2. Комплексный подход изучения индивидуальности
Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б.Г.Ананьевым. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется «статус личности», т.е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т.д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности» (Ананьев, 1980, с.50-51).
3. Интегративная психология развития
Интегративный подход является принципиально новым смысловым пространством как для профессионалов (психологов, социальных работников, психотерапевтов), так и для их клиентов.
Любая современная психологическая парадигма при кажущейся зачастую их полноте и универсальности является справедливым лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности в определенной предметной области. Ценность любой парадигмы относительна и говорить об абсолютных мерках применительно к эмпирическим и концептуальным верованиям ученых-психологов не имеет никакого смысла.
Предельное осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и приближает его к точке интеграции, а рефлексивное понимание и принятие – к интегративной психологии. В этом смысле интегративная психология является направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение.
4. Принципы многомерности и многоуровневости, лежащие в основе целостной индивидуальности
Опираясь на принципы многомерности и многоуровневости, лежащие в основе любой целостной индивидуальности (комплексной, интегральной, факторной, субъектно-деятельностной, специально-целостной и т.п.), выдвинута гипотеза о реальном существовании иерархической модели всеобщей индивидуальности, обладающей индивидуальными или общевидовыми свойствами, в частности, такими важнейшими образованиями, как: открытость и независимость от точек зрения отдельных личностей; способность к разработке и осуществлению важных идей; общепризнанный авторитет и духовное лидерство; глобальность интеллекта; умение выражать интересы различных типов индивидуальностей; опыт и разумность использования интеллекта
5. Изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
Иерархические уровни интегральной индивидуальности:
· уровень биохимических свойств (биохимия);
· уровень соматических свойств(анатомия, морфология);
· нейродинамический уровень – свойства нервной системы (физиология, электрофизиология);
· психодинамический уровень – первичные свойства индивида: темперамент и вторичные свойства индивида: психические процессы(психофизиология);
· личностный уровень – свойства личности (психология личности);
· социально-психологический уровень –свойства метаиндивидуальности (социальная психология)
Механизм функционирования и саморегуляции данной системы:
Уровни ИИ расположены в четкой иерархической последовательности и обладают самостоятельностью. Свойства индивидуальности взаимодействуют внутри уровней и между уровнями. Взаимодействие свойств одного уровня с другими свойствами этого же уровня или со свойствами более высокого или более низкого уровней определяют функционирование данной системы.
6. Концепция «интегральной индивидуальности» В. С. Мерлина
Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе.
7. Модель целостной индивидуальности В.М. Русалова
Понять, как происходит трансформация биологических факторов в индивидуально-психологические особенности - цель специальной теории индивидуальности человека (В.М. Русалов). Она включает в себя пять основных положений. Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний - мотивов, целей, интересов.
8. Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы:
- исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деятельности.