1. Как рассматривается феномен денег в бихейвиоризме? Приведите примеры различных видов денежного вознаграждения как различных видов подкрепления по Скиннеру
2. Проанализируйте психоаналитический подход к феномену денег. Каковы, по мнению Фрейда, источники различного денежного поведения?
3. Переведите на психологический язык и опровергните выражение «Деньги не пахнут»
4. Исследования показали, что чем больше источников доходов в семье, тем больше разногласий по поводу их трат и вкладов. Почему?
1. Как рассматривается феномен денег в бихейвиоризме? Приведите примеры различных видов денежного вознаграждения как различных видов подкрепления по Скиннеру
Предпосылки развития психологических исследований феномена денег на уровне личности можно найти в классических подходах психологии: в психоанализе, бихевиоризме, в теории развития Ж.Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоаналитическая теория денег З.Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.
Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро научались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, которые можно было обменять на любую еду и которые, таким образом, моделировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б.Скиннеру утверждать, что деньги — это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.
2. Проанализируйте психоаналитический подход к феномену денег. Каковы, по мнению Фрейда, источники различного денежного поведения?
Психологи выявили различия в обращении с деньгами, связанные с такими факторами, как имущественное положение, возраст, пол, тип личности. Показано, например, что умение планировать расходы обычно растет вместе с возрастом; что юноши проявляют большую способность к целевым сбережениям, чем девушки; что мужчины придают деньгам большую психологическую ценность и более компетентны в обращении с ними, чем женщины, но больше склонны к денежным рискам, а женщины сильнее мужчин переживают отсутствие денег и чаще завидуют тем, кто богаче; что для экстравертов больше характерно расточительство, а для интровертов — бережливость; что люди, озабоченные накоплением денег, испытывают меньшую удовлетворенность жизнью, чем те, кто жертвует деньгами во имя духовных и социальных ценностей.
В психоаналитической концепции 3.Фрейда отношение личности к деньгам связывается с чертами характера, которые начинают складываться еще в раннем детстве. На протяжении первых трех лет жизни детская сексуальность, согласно Фрейду, проходит оральную, анальную и генитальную стадии. На каждой из них эрогенной становится определенная зона тела. В дальнейшем развитии психики инфантильная сексуальность трансформируется в нормальное половое влечение, но какие-то компоненты ее в большей или меньшей мере сохраняются и у взрослых, что сказывается в особенностях их характера и поведения. На формирование отношения к деньгам особое влияние оказывает анальная стадия. В ней источником удовольствия для ребенка является процесс дефекации, а фекалии воспринимаются им как некое богатство, которым он обладает и которое доставляет ему радость. Желая увеличить удовольствие, ребенок научается задерживать акт дефекации, сохраняя свое «богатство» в себе. К тому же от родителей он получает одобрение за то, что сумел задержаться и совершить акт своевременно (заодно это дает ему ощущение некоторой власти над родителями, поскольку он своим поведением может влиять на них, вызывая у них радость или раздражение).
3. Переведите на психологический язык и опровергните выражение «Деньги не пахнут»
Фраза «Деньги не пахнут» выражает сомнительный и спорный принцип, согласно которому не суть важно, как заработаны деньги, важно, что они у вас есть. Согласно древнеримской легенде, император Веспасиан произнёс эту фразу в ответ на замечание своего сына Тита, касавшееся налога на общественные уборные, который взимал Веспасиан с древних римских засранцев. С тех пор выражение «деньги не пахнут» стало универсальной отмазкой для тех, кто зарабатывает себе на жизнь не очень этичным способом.
Дело в том, что наше бессознательное частичку «НЕ» не воспринимает, оно ее просто игнорирует. В итоге, распространенное выражение «Деньги не пахнут!» – влияет на нас совсем не так, как мы думаем. «Деньги воняют» – вот что звучит в глубине психики.
Долгие века среди народных масс культивировалось презрительное отношение к деньгам: «Деньги – грязь. Деньги – мразь». Да и сегодня нередко можно услышать высказывания по типу: «Работаем на унитаз».
Все это – наши бессознательные установки, значительно и неотвратимо влияющие на уровень дохода и толщину кошелька. Такое отношение к деньгам стало почти инстинктивным.
4. Исследования показали, что чем больше источников доходов в семье, тем больше разногласий по поводу их трат и вкладов. Почему?
Экспериментально-психологические исследования феномена денег пока не многочисленны. Применяя специальные измерительные методы, ученые выявили многозначность отношения к деньгам: деньги— это мерило удачливости и благополучия, оценка успешности деятельности человека; это одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, и объект презрения, даже моральное зло; деньги выступают как способ обеспечения комфорта и, наконец, деньги — это консервативная коммерческая ценность.
Относительно систематические и представительные экспериментальные исследования, позволяющие судить о содержательных и структурных характеристиках отношения к деньгам, а также влияющих на него факторах, были стимулированы созданием К.Ямаучи и Д.Темплером в 1982 г. психометрической шкалы отношения к деньгам (Money Attitude Scale), a затем ее популяризацией выполненными в 1984 г. в Великобритании исследованиями А.Фенэма[36]. Подтвердилась многозначность понятия денег, были выделены факторы отношения к деньгам (используем в дальнейшем абревиатуру МА — Money Attitude, денежные аттитюды; термин "аттитюд", или "социальная установка" используется для обозначения субъективных ориентации индивидов как членов группы или общества на те или иные ценности и предписывающих определенные социально принятые способы поведения).