1. Приведите 3 различных примера терапевтической функции вещей
2. Проанализируйте какой-либо товар широкого потребления с точки зрения удовлетворения потребностей человека
3. Понаблюдайте за собой в роли покупателя. Какие индивидуальные качества влияют на типичное для Вас потребительское поведение?
1. Приведите 3 различных примера терапевтической функции вещей
Человек, как правило, не замечает порабощения вещами, поскольку им охотно принимается их регуляторно-компенсаторная функция. Помимо удовлетворения потребностей бытовые вещи, а также деньги, постоянно и циклически-контролируемо обеспечивают переживание своего существования человеком, играя регуляторно-терапевтическую роль. Система вещей гомологична системе привычек (наглядно-автоматизированному компоненту характера). Этому способствует дискретность, классифицируемость, неограниченная повторяемость и заменяемость вещей.
Мир человека, социальный мир в отличие от вещного характеризуется целостностью и неповторимостью, уникальностью и единичностью. Он предъявляет к человеку свои требования, он сложен и конфликтен, он нормативен и противоречив.
Окруженность и обладание вещами необходимы, как сновидения, ибо обеспечивают необходимый механизм психологической защиты. Терапевтическая функция вещей состоит в их способности заменять, отрицать реальность, обеспечивая бегство от нее. По выражению Ж. Бодрийяра, вещь получает ту психическую нагрузку, которую должны были взять на себя отношения с людьми, но именно такой ценой вещи и приобретают свою огромную регулятивную силу. То, что не удается на межличностном уровне, берут на себя вещи. Так, например, достоинства вещи возвышают, но не ограничивают личность, поэтому обладание вещами, деньгами повышает самооценку.
Отношения между людьми осуществляются в сфере уникальности и конфликтности. Поэтому отношения в мире людей – источник страха, неуверенности. А сосуществованию многих вещей в жизни человека не мешают их различия, вещи покорно слагаются в сознании. При общении с внешним миром возможно объединить их абсолютную единичность и безграничную серийность.
2. Проанализируйте какой-либо товар широкого потребления с точки зрения удовлетворения потребностей человека
1. Структуру: объём и характеристики применения лекарственных средств, тенденции их использования и изменений стоимости на протяжении времени.
2. Рациональность: определяется посредством проведения аудита применения лекарственных средств, путём сравнения реального потребления с положениями национальных руководств по назначению лекарственных препаратов или местных лекарственных формуляров. К показателям рационального применения лекарственных средств могут быть отнесены:
• выбор препарата (например, согласно перечню, жизненно-необходимых и важнейших
лекарственных препаратов / и ПЖНВЛП) или лекарственных формуляров);
• стоимость препарата (в соответствии с Государственным реестром цен на лекарственные препараты, входящими в ПЖНВЛП);
• дозирование препарата (с учётом индивидуальных и возрастных особенностей);
• знание врачей о лекарственных взаимодействиях и нежелательных реакциях;
• осведомлённость пациентов о пользе терапии, нежелательных реакциях, приверженности лечению.
3. Понаблюдайте за собой в роли покупателя. Какие индивидуальные качества влияют на типичное для Вас потребительское поведение?
Факторы потребительского выбора
Поведение потребителя не подчиняется простым закономерностям максимизации выгоды, рациональных оценок, расчетов и выбора. Помимо функционального спроса, при котором ведущими становятся качества, присущие самому товару, существует нефункциональный спрос. Он обусловлен различными психологическими причинами. Престиж и мода, желание подражать или выделяться, надежда улучшить свой образ "Я" с помощью товара, компенсировать им недостатки и смягчить комплексы неполноценности — все это преобразовывает полезность товара, пропуская ее через призму психологических факторов.
В научной и прикладной литературе представлены различные классификации факторов, влияющих на принятие решения о покупке, которые должны быть учтены в рекламе и продажах.
Безопасность — это, прежде всего спокойствие, которое приносит услуга или товар, на которые можно положиться. Прочность, надежность, гарантии по поводу времени эксплуатации продукта обслуживают эту потребность.