1. Что такое экономико-психологическая адаптация к рынку?
2. Опишите проблемы психологии богатства
3. Каковы психологические качества адаптировавшихся к рынку?
4. Опишите психологические аспекты преодоления дезадаптации
1. Что такое экономико-психологическая адаптация к рынку?
Экономико-психологическая адаптация является частью социальной адаптации, представляет собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляется в бедности или материальном благополучии, то есть в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам, она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами.
В контексте экономико-психологической адаптации ключевой является концепция « качества жизни». В западной психологии это понятие часто отождествляется с понятием счастья и является показателем эффективной адаптации.
Итогом взаимодействия всех компонентов благосостояния является экономико-финансовая свобода выбора. Из-за дефицитов в некоторых звеньях структуры (задолженности государства по зарплате) или дисбалансов, например, в звене вклад- отдача, труд- доход (нет зависимости оплаты от квалификации, усилий, способностей), свобода выбора становится реализуемой.
2. Опишите проблемы психологии богатства
Социальные представления о богатом и бедном человеке выступают едущим когнитивным компонентом экономического сознания. Таким образом, изучение социальных представлений о богатом и бедном человеке актуально и с точки зрения анализа одного из базовых, но недостаточно исследованных феноменов (компонентов) структуры экономического сознания.
Для этого был осуществлен опрос, с различными категориями респондентов.
Богатый человек, по мнению предпринимателей – это, прежде всего, человек, обладающий крупной недвижимостью, собственным делом и имеющий крупный денежный счет в банке.
Для группы руководителей богатый человек – это тот, кто обладает крупной недвижимостью, собственным делом, имеет крупный денежный счет в банке, капитал в прибыльном деле, пакет высокодоходных акций и высокий денежный доход. Руководители предъявляют более многочисленные требования к богатому человеку.
Для рядовых служащих (респонденты с низким уровнем дохода) богатый человек – это тот, кто обладает собственным делом и капиталом в прибыльном деле.
В то же время можно обнаружить близость оценок некоторых признаков во всех трех группах: например, все респонденты присвоили одинаково низкие ранги таким признакам, как «квартира в престижном районе», «дорогая машина и ценные вещи», а высокий ранг - признаку «собственное предприятие или фирма».
3. Каковы психологические качества адаптировавшихся к рынку?
Качества, присущих людям, которые оценили себя как приспособившихся к рыночной системе.
Были выявлены следующие приоритетные качества, способствующие адаптированное личности: в блоке "темперамент" - энергетическая одаренность, стрессоустойчивостъ и такие формально-динамические подструктуры, как обучаемость, саморегуляция и активность', в блоке "характер" — дробность, гибкость характера (в разных сферах своей жизни человек проявляет разные черты характера и установки), что свойственно "рыночной ориентации характера" по Э.Фромму, но главное — выраженность волевых качеств', в блоке "интеллект и способности" — высокий удельный вес прикладного интеллекта, гибкость, но поверхностность мышления, высокий уровень развития памяти и внимания', в бло¬ке направленности — выраженность мотива достижения, преобладание направленности на дело над направленностью на общение и на себя.
4. Опишите психологические аспекты преодоления дезадаптации
Вынужденная и неглубокая адаптация при неблагоприятных условиях может перейти в состояние дезадаптированности. На психосоматическом уровне дезадаптированность проявляется в невротических симптомах, психогенных заболеваниях; на уровне личности — в зависти и сверхэгоизме, агрессивности или пессимизме, апатии, отчаянии; на уровне межличностного общения— в конфликтности, безответственности, сверхиндивидуализме; на уровне морали — в безнравственности, национализме, потере достоинства.
Система психологических мероприятий по ослаблению и преодолению дезадаптированности включает в себя:
1) индивидуально-психологическую коррекцию дезадаптированности; содействие в поиске своей социально-экономической ниши — на микроуровне;
2) работу с населением, осуществляемую посредством СМИ и общественных организаций с целью формирования необходимых для адаптации качеств на фоне социальной и моральной поддержки дезадаптированных по объективным причинам — на макроуровне.
В целях индивидуально-психологической и групповой коррекции дезадаптированности целесообразно обучение приемам саморегуляции, снятия тревоги, напряжения, стресса, страха несоответствовать требованиям рынка; развитие уверенности в себе, повышение самооценки, развитие и формирование некоторых волевых качеств.
Важнейший элемент психологической помощи — содействие в поиске своей социально-экономической ниши. В сбалансированном структурированном или, как сейчас говорят, цивилизованном рынке найдется место и людям с выраженной гуманистической направленностью (не типичной для рынка), противоположными рыночной ориентации характера чертами.
На примере анализа психологических портретов успешных страховых агентов жизни и дистрибьюторов фирм многоуровневого маркетинга нам удалось показать проявления этой благоприятной тенденции. Так, портрет успешного агента по страхованию жизни по многим параметрам далек от типичного экономически успешного или востребованного на рынке труда стандарта. Если рассматривать сочетание таких ресурсных компонентов, как возраст и пол, то оно таково: две трети обследованных в возрасте 36-55 лет, т.е. практически не котирующихся на рынке труда, и 27 агентов из 30— женщины (агенты по страхованию недвижимости, напротив, молодые юноши и девушки). Такой неблагоприятный для экономико-психологической адаптации параметр, как высокая эмотивность, характеризующий группу успешных агентов по страхованию жизни, оказался не просто уместным, но необходимым в их деятельности.