1. Попытайтесь проанализировать общее состояние системы налогообложения в Республике Беларусь с учетом теоретической модели Штрюмпеля.
2. Каковы психологические причины разрушения налоговой морали?
3. Приведите аргументы в пользу влияния на поведение налогоплательщиков фактора справедливости.
4. Каковы особенности налогового менталитета белорусов?
1. Попытайтесь проанализировать общее состояние системы налогообложения в Республике Беларусь с учетом теоретической модели Штрюмпеля.
Теоретические модели поведения уклонения от налогов обычно используют один или несколько критериев для разработки типов или поиска причин уклоняющегося поведения. Обратимся к некоторым из них в качестве примера. По результатам масштабного многонационального исследования факторов, влияющих на законопослушность налогоплательщика, выполненного в 60-е годы, проблемы сбора налогов вырастали прежде всего из налогового менталитета. "Налоговый менталитет"— это нормы, отношения и убеждения, разделяемые налоговыми властями и налогоплательщиками в каждой нации. Если налоговый менталитет в своей основе оказывался враждебным налогообложению, то жесткое принуждение становилось непродуктивным и даже вредным, так как создавало большее сопротивление, чем то, которое призвано было преодолеть. В результате не достигались ни цель увеличения государственного дохода, ни распределительные цели налого-boi о законодательства. Суть модели Штрюмпеля, построенной на базе данного исследования, сводится к следующему выводу: сильная конфронтация налогоплательщиков с налоговыми органами ведет к отчуждению и уменьшает готовность налогоплательщика соблюдать налоговые требования. Только баланс "жесткости" налогового контроля, с одной стороны, и факторов, способствующих "готовности к сотрудничеству", с другой стороны, могут обеспечить эффективность налоговой системы.
2. Каковы психологические причины разрушения налоговой морали?
Применительно к налоговой ситуации в качестве игрока выступает правительство. Оно является одновременно и вторым игроком в игре по торгам за ресурсы, и арбитром, который устанавливает правила игры. К нему относятся и уважительно, и настороженно. Как показали исследования института Гэллапа, у граждан имеет место недоверие, подозрение в отношении к эффективности правительства. Выполненные в нем опросы свидетельствуют о сомнениях и часто о несогласии граждан с тем, на что уходят средства от налогов, как расходуется государственный бюджет. Вместе с недоверием закладывается и пессимизм по поводу способностей правительства разрешить проблему инфляции и безработицы. В периоды кризисов экономики такие настроения усиливаются. Большая часть населения скорее перекладывает вину за инфляцию на правительство, чем на бизнес или труд. В последнее время даже в экономически развитых странах наблюдается разрушение налоговой морали. Динамика налогового поведения показала, например, что американцы все больше обманывают налоговые службы и все меньше чувствуют вину по этому поводу. Среди причин и осознание того, что именно средний класс платит налогов больше, чем получает выгод от правительства. Правительственный бюджет перераспределяет доходы от них двум группам — бедным и богатым. Бедным потому, что они платят очень мало, а богатым потому, что у них есть средства использовать легальные пути избегания налогов ("дорогие" экс-перты, возможность перемещения капиталов, используя, например, различия в налоговых режимах разных стран и т.д.).
3. Приведите аргументы в пользу влияния на поведение налогоплательщиков фактора справедливости.
Одна из продуктивных возможностей в решении данной проблемы — попытка учета фактора справедливости. Социальные психологи Дж.Си-баут, Н.Фрейдланд и Л.Уолкер придумали игру, в которой попытались проверить степень влияния этого фактора2. Игра 1. В игре участвовало шесть студентов. Четверо из них играли роль четырех корпораций. Двое остальных (они были под контролем экспериментатора) выполняли роли правительства и покупателя. В игре корпорации вели переговоры по коммерческим сделкам с покупателем, затем подсчитывали и платили подоходный налог правительству. Правительство имело право контролировать одну из каждых десяти сделок и налагать штрафы, если было за что. Правительственным доходом распоряжались по двум различным правилам. Согласно первому правилу налоговый сбор свыше определенного минимума распределялся обратно между четырьмя корпорациями. Другое правило давало правительству право требовать более высокий минимальный доход без перераспределения налоговых денег обратно между налогоплательщиками. Эксперименты проводились с использованием этих правил по очереди.
4. Каковы особенности налогового менталитета белорусов?
В России фискальная система, как форма экономической власти и сфера, в которую так или иначе вовлечен каждый гражданин, требует психологического анализа, особенного в период подготовки нового налогового кодекса. Выполненные нами исследования отношения к налогам в контексте представления о социальной справедливости (обследовались служащие государственного сектора и служащие коммерческой сферы) показали, во-первых, что нравственная составляющая оценки системы налогообложения сопровождалась представлением о ней как о несправедливой, несмотря на высокую степень согласия с тем, что налоги — неизбежное и разумное явление экономической жизни3. Во-вторых, максимальное согласие с утверждением о том, что каждый гражданин имеет право на информацию о движении средств от налогов, сочеталось с невысоким показателем знания о принципах нынешней системы налогообложения.