ВВЕДЕНИЕ
Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась прежде всего маскулинным качеством.
Современные процессы изменения общественной жизни, демократизация общества сопровождается углублением социальных противоречий среди которых важное место занимает гендерный конфликт.
Гендерный конфликт выражается в активизации женского движения, обострении "женского" вопроса в семье и вне семьи. Демократический мир (например США, Австралия, Швеция) на государственном уровне решает женский вопрос, реализуя в жизнь (экономику, семью, политику) реальные программы ликвидации женской дискриминации. В постсоветском пространстве, в том числе России и Беларуси патриархальная государственная позиция "семья - частное дело" под давлением общественных изменений и демократических процессов, происходящих в международном сообществе, заменяется позицией "семья - государственное дело". Фокусом семейных проблем является, в первую очередь, женский вопрос. Однако данный процесс происходит медленно с глубоким отставанием от требований сегодняшнего дня [2].
1. Понятие о конфликте
Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).
Конфликт - столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Он всегда оставляет после себя, прежде всего, какие-то следы в душах конфликтантов. Иногда это горечь, разочарование, утрата веры в людей и себя, иногда чувство самоутверждения, гордости за свою моральную стойкость и принципиальность, сознание полезности приобретенного опыта [14].
Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями - аффектами, с действием познавательных стереотипов - способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения.
2. Структура конфликта
Субъекты и участники конфликта
Понятие «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны.
Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне осознавая цели и задачи противоборства) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами
Также различают прямых и косвенных участников конфликта.
Косвенные участники могут:
А) провоцировать конфликт и способствовать его формированию;
Б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
В) поддерживать тут или иную сторону или обе стороны одновременно.
Косвенные участники составляют определенную часть окружающей среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором формирования конфликта.
Окружающая среда - один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географической, климатической, экологической) и социальной среды (определенные соц. условия в которых развивается конфликт).
Объект конфликта
Это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на 3 вида:
Которые не могут быть подразделены на части, владеть ими совместно не возможно.
3. Периоды и этапы в развитии конфликта
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта.
Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия.
Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:
один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);
второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.
Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.
Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга.
В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы:
1. Предконфликтная ситуация
Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под действием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существует какие-то предпосылки для конфликта.
Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохранятся довольно долго. Его называют потенциальным или латентным конфликтом.
2. Инцидент
С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент - это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в эмбриональном состоянии, то теперь он появляется на свет.
Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.
Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергетический барьер. Когда энергия раздражения, медленно накапливается на предконфликтной стадии, прорывает этот барьер, тогда любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя конфликта.
4. Причины конфликтов и пути их преодоления
Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за кого-то пустяка, в котором стоит одному спорщику уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще тем, что зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться.
По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:
1) изменить ситуацию,
2) изменить отношение к ситуации;
3) измениться самому.
Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х. Килмен.
Модель стилей поведения в конфликте.
Избегание конфликта (уход, изменить отношение к ситуации) состоит в том, что человек оттягивает момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия или на некоторое время отложить принятие решения, и действительно, при определённых условиях ситуация сама собой затихает. Но всё же такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как иногда затягивание решения конфликта приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в коллективе. Если учитель физически или эмоционально уходит от конфликта, то он теряет возможность участвовать в дальнейшем развитии ситуации.
Данный стиль приемлем, когда ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя (ребёнок в состоянии истерики). В этом случае конфликт можно завершить, т. е. прекратить конфликтное взаимодействие. Например, семейные конфликты обычно неразрешимы, но завершимы. Или, когда сила противника слишком велика. Дети довольно часто пользуются этим стилем во взаимоотношениях с учителями и родителями, им обусловлено появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий.
Приспособление (соглашательский стиль поведения, измениться самому). Если при уклонении человек не входит в конфликтную ситуацию, то используя приспособление, он сам изменяется под воздействием другого человека и пытается поддержать добрые отношения любой ценой.
5. Виды помощи при конфликте
Психологическое консультирование семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других[21].
Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом (клиентами). Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.
После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди.
К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Всем этим психолог-консультант должен непосредственно поделиться с клиентом по окончании исповеди и после сравнительно небольшой паузы, которая обычно необходима для того, чтобы консультант собрался с мыслями, а клиент настроился на внимательное слушание консультанта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема супружеских взаимотношений, иначе говоря, гендерный конфликт, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме. Из года в год растет число проводимых исследований и публикаций на эту тему.
Разработка программы помощи и ее применение должно внести серьезные коррективы в статистику бракоразводных процессов.
1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. / Т.В. Андреева - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. / А.Я. Анцупов - М.; ЮНИТИ, 1999.
3. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Электронный ресурс]: Интернет магазин - 25 ноября 2008. - Режим доступа: 2018. Бендас, Т.В. Гендерная психология. / Т.В. Бендас - СПб.: Питер, 2006 - 431 с.
4. Голубева, О.Б. - Значение гендерной роли супругов в семейном конфликте / О.Б. Голубева // Первая научно-практическая Интернет-конференция «Психология и семья», Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
5. Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина - СПб.; Питер, 2001. – 203 с.
6. Денисова, А.А. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой. - РОО "Восток-Запад: Женские инновационные проекты". М.: Информация - ХХI век, 2002. - 256 с.
7. Жеребкина, И.А. Введение в гендерные исследования. Ч. 1. /под ред. И.А Жеребкиной. - СПб.: - 2001. – 309 с.
8. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
9. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. / Н. Пазешкиан - СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
10. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. / В.Г. Ромек - СПб.: Речь, 2007. - 175 с.
11. Сидорская, И Женская и мужская стратегии вербального коммуникативного поведения / И. Сидорская // Иной взгляд, - 2000, - 56 с.
12. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. / ред. Е. Г. Силяева - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 48 с.
13. Степанова, Л.Г. Диагностика гендерной идентичности личности. / Л.Г. Степанова - Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. - 26 с.