Практический модуль 1:
Задание 1 Письменно укажите основных (двух, трех) деятелей в сфере становления криминальной психологии, которые внесли наибольший вклад, и в чем это проявлялось.
Задание 2 Составьте психологический портрет обвиняемого/подозреваемого по конкретному уголовному делу (можете использовать приведенные примерные схемы изучения психологии обвиняемого/подозреваемого).
Практический модуль 2:
Задание 1 Создайте анкету для мониторинга общественного правосознания и других социально-психологических предпосылок преступности.
Задание 2 Опишите основные факторы детерминации криминального поведения.
Практический модуль 1
Задание 1 Письменно укажите основных (двух, трех) деятелей в сфере становления криминальной психологии, которые внесли наибольший вклад, и в чем это проявлялось.
Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.
Задание 2 Составьте психологический портрет обвиняемого/подозреваемого по конкретному уголовному делу (можете использовать приведенные примерные схемы изучения психологии обвиняемого/подозреваемого).
Исследуя личность Ковича Сергея Борисовича, выяснилось, что он 11 января 1976 года рождения, уроженец г. Минска, гражданин Республики Беларусь с высшим образованием, не женат, работал начальник ОВД Советского района г.Гомеля.
Отец являлся офицером одной из воинских частей. Мать занимала руководящую должность в одной из строительных организаций. В семье был единственным ребенком. Регулярно посещал дошкольные учреждения, как многие дети в то время. В школе учился достаточно успешно и закончил ее с тремя четверками, соответственно по пятибалльной системе среднего образования. Во время учебы в школе родители мало уделяли внимания воспитанию своего сына, так как мать, так и отец постоянно были заняты на работе. Еще со школы проявились хорошие физические данные. Постоянно занимался спортом, но в школе не профессионально, а для себя. Во время занятий стало появляться много друзей, так как занимался в одном из залов, куда ходили и некоторые преступные элементы. После окончания школы поступил в военную академию, так как пример отца являлся для него очень ярким, во всем желал быть похожим на своего отца.
Окончание учебы в Академии МВД выпадает на девяностые, и Кович С.Б. решает уйти с последнего курса Академии и перевестись в гражданский ВУЗ для дальнейшего обучения, параллельно появляется желание зарабатывать свои деньги, так как офицеры на то время имели небольшой доход, а это для него являлось неприемлемым. Путем сдачи необходимых зачетов и экзаменов он переводится и заканчивает БГУ.
Практический модуль 2
Задание 1 Создайте анкету для мониторинга общественного правосознания и других социально-психологических предпосылок преступности.
1.Как Вы проводите свое время?
1) Дома
2) Занимаюсь спортом
3) Дополнительные занятия
Другое
2.Как Вы относитесь к тому, что молодежь нередко употребляет алкогольные напитки?
1) Отрицательно
2) Положительно
3.Употребляют ли ваши родители алкоголь?
1) Да, оба родителя
2) Да, оба родителя
3) Нет
4.Употребляете ли вы алкоголь?
1) нет
2) да
5.С кем вы впервые попробовали алкоголь?
1) Родители, друзья
2) Случайные знакомые
3) Один
6. С какой целью вы употребляете алкоголь?
1) Любопытно
2) Подражаю другим
3) Это круто
4) Хочу казаться старше
Задание 2 Опишите основные факторы детерминации криминального поведения
Традиционно эти факторы подразделяются на две группы — социальные и биологические. Однако анализ многочисленных проявлений отклоняющегося поведения приводит нас к необходимости поставить вышеозначенную проблему в ином, системно-интегрированном плане.
В дилемму — социальное или биологическое — необходимо ввести системообразующий фактор — психическое, и весь комплекс проблем детерминации человеческого поведения обозначить как социопсихобиологическую детерминацию. При этом срединное положение фактора «психо» означает его интегрирующую функцию в отношении как социального, так и биологического фактора.