ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительно меняющиеся условия жизни в современном мире требуют от выпускника школы сформированных жизненных умений и навыков: способность к самоанализу и готовность к самоконтролю, умение распределять свое время и силы, стремление к постоянному развитию и саморазвитию, ориентированность на творческий подход в решении проблем. Если молодой человек хочет быть успешным в этом мире, он должен развивать в себе лидерские и организаторские качества, должен нести ответственность за свои поступки.
В процессе становления лидера имеют значение, как биологические факторы и индивидуальные психологические особенности, так и характеристики социальной среды, в которой он развивается. В связи с тем, что лидерство – это одна из форм общественной активности личности в группе, вне реальной деятельности, без общения с социумом и непосредственным контактом появление лидера невозможно.
Лидер – это символ общности и модель образа действий группы. Зачастую он выдвигается «снизу» и стихийным образом, а также быстро воспринимается своими сторонниками. Лидеру также отводится определенная роль в образовании и регулировании организационной культуры. В зависимости от типов организационной культуры лидер может выполнять целую массу функций. При этом результативность деятельности лидера зависит от его умения управлять организационными и межличностными коммуникациями посредством оказания на них влияния. Формирование организации и эффективность лидерства зависит от субъективных и объективных возможностей лидера, его способности управлять содружествами, создавать и упрочнять отношения сотрудничества и партнерства с другими группами, связь с которыми становится одним из ключевых факторов для эффективной деятельности группы.
В настоящее время не существует единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер. Однако, то, что лидер должен обладать организаторскими способностями, не вызывает сомнения.
1. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРА
Лидерство представляет собой сложный социально-психологический феномен, который рассматривается с различных точек зрения:
– лидерство как социально-психологический феномен, центр групповых процессов, где в качестве регулятора групповых процессов и отношений выступает лидер;
– лидерство как интегральная характеристика личности; такое понимание лидерства предполагает совокупность личностных черт, которые дают возможность личности побуждать других к выполнению поставленной задачи;
– лидерство как осуществление влияния, которое оказывается на выбор целей и стратегий организации, их реализацию, на сохранение группы и организационную культуру.
В рамках концепции организаторских способностей Л.И. Уманского – А.С. Чернышева лидерство рассматривается как социально-психологическое явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Лидер понимается как член группы, за которым все остальные признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности [18, с. 39].
По определению Е.С. Сидоровой, лидерство – это искусство влияния на людей, вдохновляя их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей [16, с. 272].
В работе А.П. Кузякина лидерство рассматривается как форма социальной активности, которая включает определенный уровень развития инициативы и организаторских способностей а также ответственности [10, с. 92].
Л.Б. Зубанова под лидером понимает авторитетную личность, которая играет ключевую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [8, с. 54]. Исследователи А.В. Дмитраков и Ю.И. Андриенко утверждают, что лидер – это лицо, способное воздействовать на других с целью организации совместной деятельности [6, с. 6].
По мнению М.Р. Битяновой, лидера порождают не только личные качества или их сочетание, но и структура взаимоотношений в конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностными нормами, в ней сформировавшимися. Именно эти ценности и цели обусловливают выдвижение конкретного лидера группы. Лидер является олицетворением системы предпочитаемых группой целей и ценностей, выступает в качестве их носителя, активного проводника в жизнь [4, с. 189].
Итак, в отечественной литературе лидерство представляет собой процесс внутренней социально психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий
В зарубежной психологии выделяется ряд концепций лидерства: теория личностных черт, ситуативная теория, личностно-ситуативная теория, теория «кредита доверия», гуманистические теории лидерства, мотивационная теория. Представители теории личностных черт (Л. Бернард, М. Вебер, Дж. Дауд, О. Тэд и др.) полагали, что лидером индивида делают определенные психологические свойства (черты) и качества. Лидер рассматривался ими в контексте следующих признаков:
– способности лидера – умственные, вербальные и др.;
– достижения – уровень образования, физическое развитие;
– ответственность – степень инициатива, упорство, желание и т. д.;
– участие – активность, кооперация и т. д.;
– статус – социально-экономическое положение, популярность;
– ситуативные черты личности.
В рамках этой теории лидер – это человек, который характеризуется стремлением к ответственности и завершению начатого дела; энергией и упорством в достижении поставленной цели, риском и оригинальностью в решении проблемы; инициативностью и самоуверенностью; способностью влиять на поведение других, умением структурировать социальные взаимоотношения; желанием принять на себя последствия своих решений и действий; а также способностью противостоять фрустрации и распаду группы [13, с. 57].
Согласно ситуативной теории лидерства в разных ситуациях групповой жизнедеятельности выделяются отдельные члены группы, превосходящие других хотя бы в каком-либо одном качестве; но т.к. именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, индивид, обладающий им, становится лидером.
В рамках личностно-ситуационных теорий рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. По мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием». Лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида [14, с. 191].
2. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА
Организаторские способности – это способности к организаторской деятельности. Психологическая структура организаторских способностей включает в себя: коммуникативные способности, практический ум, способность активизировать других, критичность, тактичность, инициативность [10, с. 89].
Коммуникативные способности определяются как: природная одаренность человека в общении, а также как коммуникативная производительность. Так, лидер обладает коммуникативной компетентностью.
Согласно Г.Г. Руссковой, коммуникативная компетентность включает в себя и коммуникативные умения. Термином «умения» обозначается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.
Среди коммуникативных умений выделяются три группы:
1. Группа общих умений:
– умение организовывать текст сообщения в адекватную форму;
– речевые умения;
– умение гармонизировать внешние и внутренние проявления;
– умение получать обратную связь;
– умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.
2. Группа интерактивных умений:
– умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции;
– умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета;
– умения активного слушания.
3. Группа социально-перцептивных умений:
– умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности;
– умения производить благоприятное впечатление [15, с. 136].
А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев выявили, что сложная организаторская деятельность требует от организатора знания того дела, на которое она направлена, высокого уровня интеллекта, в частности наблюдательности, гибкости ума, творческой инициативы, определенных личностных качеств (увлеченность делом, ответственность, подход к людям, решительность, твердость воли). Основными компонентами организаторских способностей ученые считают целостное видение (или специфическую наблюдательность), находчивость, изобретательность, высокий уровень развития воли [14 с. 193].
В работе С.И. Аноновой в структуре организаторских способностей выделяются организаторский, коммуникативный и личностный компоненты [2, с. 109].
В организаторский компонент включаются действия руководителя, определяющие организацию исполнения управленческого решения подчиненными, в том числе, и действия связанные с корректировкой управленческой деятельности. В него входят саморегулятивные умения, проявляющиеся в процессе управленческой деятельности, а также волевые свойства (твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость), творческий потенциал и другие.
Коммуникативный компонент структуры организаторских способностей включает те действия, которые связаны с управленческим взаимодействием и воздействием на объекты управления, целесообразными взаимоотношениями в коллективе и вне его. Благодаря коммуникативным способностям и умениям руководителя создается необходимый информационный поток в процессе управления. Высокую продуктивность данному компоненту придают способности к вербальному и невербальному общению, эмпатия, рефлексия, общая коммуникабельность.
Личностный компонент субъекта структуры организаторских способностей тесно связан с профессионализмом руководителя. Управленческая деятельность руководителей обусловливается как системой профессиональных навыков и умений, так и комплексом личностных характеристик. Профессионализм личности как качественная характеристика субъекта труда отражает высокий уровень профессиональных и личностно-деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний. Профессионализм предполагает хорошо развитый:
– уровень иерархической системы мотивации лидера ((потребности, интересы, идеи, убеждения, ценностные ориентации);
– профессиональное сознание и самосознание, индивидуальный стиль деятельности и общения;
– компетентность (знания, умения, навыки, опыт) [2, с. 110].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что лидерство – это сложный социально-психологический феномен, где в качестве регулятора групповых процессов и отношений выступает лидер. Лидерство обусловлено следующими основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией. Лидерские качества личности – это стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно и позволяющие человеку в большей степени проявлять себя, как лидера, мыслить и действовать, как лидер. Лидер характеризуется стремлением к ответственности и завершению начатого дела; энергией и упорством в достижении поставленной цели, риском и оригинальностью в решении проблемы; инициативностью и самоуверенностью; способностью влиять на поведение других, умением структурировать социальные взаимоотношения; желанием принять на себя последствия своих решений и действий. Лидер должен признаваться группой, уметь оказывать влияние ну других, обладать способностью организовать деятельность группы. Он должен проявлять интерес к организаторской деятельности, субъективная сторона процесса лидерства, желание и внутренняя готовность брать на себя функции организатора и, в связи с этим, активная потребность в поиске форм и методов организаторской работы.
1. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 284 с.
2. Анонова, С.И. Организаторские способности как фактор эффективности управленческой деятельности / С.И. Анонова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2011. – № 5. – С. 109-113.
3. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 176 с.
4. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / М.Р. Битянова. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
5. Вежевич, Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Е. Вежевич. – Улан-Удэ. 2001. – 19 с.
6. Дмитраков, А.В. Феномен лидерства как социально-психологическая проблема // Вестник Белгородского юрид. института МВД России / А.В. Дмитраков, Ю.И. Андриенко. – 2015. – № 1. – С. 4-10.
7. Евтихов, О.В. Тренинг лидерства: Монография / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
8. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическая наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 53-57.
9. Крушельницкая, О.Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах / О.Б. Крушельницкая // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011. – № 3. – С. 60-73.
10. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Образование. – 2000. – № 4. – С. 89-99.
11. Макарова, О.А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников / О.А. Макарова // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 680-683.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
13. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2014. – 688 с.
14. Романова, М.В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке / М.В. Романова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. – С. 192-195.
15. Русскова, Г.Г. Взаимосвязь коммуникативных качеств личности и темперамента студентов / Г.Г. Русскова // Вестник Российского университета кооперации. – 2013. – № 2. – С. 135-138.
16. Сидорова, Е.С. Социально-психологический феномен лидерства / Е.С. Сидорова // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XII междунар. науч. конф. / под ред. В.В. Гедранович. – Минск, 2009. – С. 272.
17. Хасанова, Г.Б. Психология управления трудовым коллективом / Г.Б. Хасанова, Р.Б. Исхакова. – Казань: Изд-во КНИТУ. – 2012. – 260 с.
18. Чернышев, А.С. Особенности становления лидерства среди учащихся / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков // Социология образования. – 2008. – № 11. – С. 36-49.