ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир, - это навыки лидерства. Это очевидно, ведь после того, как человек пытался приспособиться возрастающим изменениям, происходящим как в нашем обществе в целом, так и на рабочих местах в течение последнего столетия. Если человек хочет управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы своей семьи, сообщества, организации, то необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство является одним из ключей к будущему успеху человечества.
Проблема лидерства является частью широкого круга вопросов, связанных с взаимодействием личности и общества. Интерес к данной проблеме обостряется тогда, когда в обществе востребуется личностный потенциал таких качеств мышления, способностей и поведения, которые могут помочь человеческим общностям найти новые пути социального и духовного развития. В современных условиях нестабильности действительности ученые чаще всего обращаются к анализу лидерства личности в политической и экономической жизни, в предпринимательской среде и научной деятельности, к развитию качеств лидера в системах образования, обучения и воспитания.
Чтобы стать лидером необходимо обладать или развить в себе определенный набор качеств и черт характера. Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера.
1. Диагностика лидерской предрасположенности и лидерских способностей
Лидерство - это природная и социально-психологическая данность, предрасположенность, которая может проявить себя при определенных условиях. Потенциальный лидер, обладающий определенными способностями и склонный выступать в позиции лидера, с одной стороны, и соответствующая среда, поддерживающая такой тип личности, как бы двигаются по направлению друг к другу [6, с. 55].
Диагностика лидерской предрасположенности и лидерских способностей осуществляется с помощью методов эмпирического исследования.
Сюда относятся конкретные методы и методики исследования:
- наблюдение и самонаблюдение (интроспекция);
- эксперимент (лабораторный, полевой, формирующий);
- психодиагностические методы (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование);
- биографические (праксемические) методы, т.е. методы анализа продуктов жизнедеятельности (изучение документации, исследование жизненного пути, анализ биографий, профессиография и др.) [6, с.6].
Для получения данных об уровне развития лидерских качеств и психологических особенностях студентов использовался комплекс психодиагностических тестов. Рассмотрим наиболее распространённые их них.
1. Тест «Самооценка лидерства» Н.П. Фетискина. Назначение теста: данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности. Испытуемому предлагается 10 вопросов, на которые необходимо ответить А или Б. С помощью методики можно выявить высокий, средний и низкий уровень лидерства, а также очень низкий или деструктивное лидерство.
2. Базовые навыки лидерства. Мастерство лидера
Лидерство определяется не только качествами и способностями, но и навыками. К базовым навыкам лидерства Р. Дилис относит:
- личность лидера;
- отношения лидера с его последователями;
- система, внутри которой действует лидер;
- цель, которой стремятся достичь лидер и его последователи в данной системе [2, с. 18].
Личностные навыки имеют отношение к тому, как лидер ведет себя в определенной ситуации. Личностные навыки позволяют лидеру выбирать или конструировать наиболее подходящие для данной ситуации состояние, установки, фокус и т.д. Личностные навыки представляют собой процесс, в котором лидер руководит самим собой.
С. Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» в качестве главных навыков называет:
- продуктивность (человек является кузнецом своего счастья);
- умение видеть конечную цель (прежде чем начинать делать что-либо, лидер имеет четкое представление о том, что получится в итоге);
- способность сконцентрироваться на важных деталях (лидер делает все значимые дела в первую очередь, не откладывая их);
- умение найти взаимную выгоду (не только для себя, но и для всех в сфере деятельности);
- стремление, прежде всего, понять, а потом – быть понятым другими (умение слушать собеседника);
- совместные действия (сопоставление взглядов и обмен знаниями);
- стремление к постоянному самосовершенствованию [4, с. 57].
Согласно Р. Дилис, навыки отношений - это способность понимать людей, мотивировать их и взаимодействовать с ними. Они являются результатом способности присоединиться к модели мира другого человека, установить контакт и направить этого человека к осознанию проблем и задач. Так как лидер должен достичь своего видения и выполнить свою миссию путем влияния на других людей, навыки отношений являются одним из наиболее существенных аспектов лидерства.
Навыки стратегического мышления необходимы для того, чтобы определять специфические цели и задачи и достигать их. Стратегическое мышление включает способность определить желаемое состояние, оценить исходное состояние и затем установить наиболее подходящую последовательность промежуточных состояний, которые необходимы, чтобы достичь желаемого состояния. Ключевой элемент эффективного стратегического мышления - определение того, какие операторы и операции окажутся наиболее эффективными и будут наилучшим образом способствовать движению из существующего состояния в направлении желаемого состояния.
3. Внутреннее состояние и лидерство. Создание состояния соответствия
Выражение видения человека лишь частично зависит от планов и стратегий. Преимущественно процессы, составляющие суть лидерства, являются бессознательными. Многие ключевые события, которые имеют отношение к реализации нашего видения и управлению ситуациями, связанными с лидерством, часто происходят вне осознания человека. Они приходят в виде озарения или вдохновения. Помимо средств, позволяющих осознавать собственное видение и пути его реализации, полезно научиться каким-то образом усиливать, направлять и использовать бессознательные процессы. Наиболее эффективный способ - это управление своим внутренним состоянием.
Лидерские способности - это в такой же степени функция состояния человека, как и его сознательных мыслительных процессов. В этом смысле эффективная деятельность лидера сходна с другими видами деятельности. Так, атлеты, готовясь к соревнованию, не только занимаются физическими тренировками, но и настраивают свое внутреннее состояние. Точно так же эффективное лидерство зависит от внутреннего настроя человека [2, с. 45].
Один из вопросов, которые я задавал, занимаясь изучением проблемы лидерства, был таким: как вы работаете в сложных ситуациях - неопределенных, противоречивых и/или запутанных? Наиболее типичный ответ выглядел примерно так: «Даже если я хорошо подготовился к такой ситуации, когда я действительно оказываюсь в ней, я не думаю о том, что собираюсь делать или говорить и как мне следует реагировать. Может случиться слишком много разных вещей, которые я не смог предусмотреть. В это время у меня в голове только одна мысль: в каком состоянии я хочу быть? Потому что, если я правильно настроюсь, вдохновение придет».
Итак, в дополнение к ментальным стратегиям и навыкам, имеющим отношение к лидерству, существуют и чисто физиологические аспекты, которые позволяют направлять и интегрировать неосознаваемые процессы [4, с. 152].
Во многих случаях основным инструментом лидерства являются ваше собственное тело и нервная система. В определенном смысле проявление всех лидерских способностей осуществляется через тело и физиологию. Они проявляются в словах, тембре голоса, выражении лица, позе, жестах и т. д. И способность использовать эти наиболее фундаментальные инструменты лидерства в большой мере зависит от внутреннего состояния.
Иногда лидерские способности чересчур зависят от внутреннего состояния. Так трудная ситуация вынуждает сильных людей более полно использовать свои внутренние ресурсы. Для таких людей появляется проблема, когда отсутствует трудная ситуация. Им приходится ее создавать, чтобы было что преодолевать.
Итак, один из наиболее важных личностных навыков лидера - это способность управлять своим внутренним состоянием. Она включает способность выбирать и поддерживать именно то внутреннее состояние, которое будет способствовать эффективным действиям в качестве лидера.
Рассмотрим создание состояния соответствия. Один из наиболее важных аспектов эффективного лидерства является соответствие между сообщением и тем, кто его отправил. На личностном уровне эффективный лидер - это тот, чьи действия приведены в соответствие с его способностями, убеждениями, ценностями и видением идентификации или миссии. Видение собственной роли или идентификации является динамическим процессом и определяется несколькими факторами:
1) ощущение миссии или цели (эволюционирует в течение жизни);
2) видение или представление системы более высокого порядка, частью которой является человек («духовная» перспектива);
3) роль человека в системе - организации или семье, - членом которой он является.
Концепция различных уровней лидерства дает нам удобную карту, позволяющую привести в соответствие разные параметры собственной личности, чтобы осознать свое видение. Каждый из уровней реализуется через все более глубокие и широкие «нейрологические» структуры. Если, например, получение информации о внешней среде происходит путем простого восприятия, чтобы активизировать поведение в данной среде, необходима согласованная активность сознания и тела [4, с. 150].
Способности вовлекаются в выполнение долговременных планов и требуют участия более глубоких уровней нервной системы. Убеждения и ценности проявляются через мобилизацию нервной деятельности, которая требует участия таких глубинных структур, как автономная нервная система (сердце и «кишки»). Идентификация требует участия всей нервной системы в целом. Духовный опыт подразумевает резонанс нашего сознания и нервной системы с системами более высокого порядка, частью которых мы являемся [2, с. 43].
4. Виды лидерства. Проблемное пространство лидерства
В работе Николе (Nicholls, 1988) выделяются три разных вида лидерства: мета-, макро- и микролидерство. Рассмотрим каждый из них более подробно.
1. Металидерство представляет собой создание «движений» в широком смысле этого слова. Металидерство связывает индивидов через видение лидера с окружением. Осуществляя это, оно освобождает энергию и создает последователей-энтузиастов.
2. В макролидерстве роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя способами: нахождение пути и создание культуры. При этом, нахождение пути определяется как нахождение пути к успешному будущему.
Создание культуры выступает в качестве объединения людей в организацию, которая содержит цель, то есть способную двигаться по намеченному пути или полностью использовать свои возможности.
Макролидерство представляет собой влияние на других людей посредством объединения их в общность (это может быть и целая организация, и подразделение, или малая группа). Лидер оказывает влияние на людей, давая последователям ответы на такие вопросы как: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации».
3. Микролидерство основано на выборе стиля лидерства, позволяющим создать эффективную рабочую атмосферу и выработать у последователей стремление к кооперации в процессе выполнения работы с помощью подбора подходящего стиля по двум осям: задача и отношения. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и работы/задачи, которая должна быть выполнена. Он, таким образом, зависит от ситуации и условий… Лидер направляет людей в организации к выполнению определенной работы или задачи. Если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере» [2, с. 47].
Проблемное пространство лидерства представляет собой совокупность поле, содержащее в себе элементы, составляющие типичную ситуацию лидерства: (а) лидер, который ведет (б) других людей к (в) определенной цели внутри (г) системы. Следовательно, проблемное пространство и лидерские навыки (воспринимаемые с точки зрения лидера) включают организацию следующих отношений:
- с самим собой как лидером;
- между желаемой целью или результатом проекта или ситуации;
- между сотрудниками и другими людьми, которые влияют на лидера и результат и сами подвергаются влиянию лидера и желаемого результата;
- с системой, в которой лидер взаимодействует с другими людьми с целью достичь желаемого результата.
Как отмечает Николе, вопросы, которые имеют отношение к проблемному пространству лидерства, варьируют в зависимости от того, о каком уровне идет речь: мета-, макро- или микролидерстве [2, с. 48].
Итак, на метауровне лидерство включает в себя представление (а) о миссии лидера по отношению к (б) более глобальной или всеобщей системе, которой он служит, и (в) социуму, внутри которого лидер осуществляет действия в отношении (г) руководящего видения, направляющего систему или социум.
На макроуровне лидерство включает в себя представление (а) о роли лидера внутри (б) организационной структуры и в отношении к (в) профессиональной культуре, в которой лидер действует с целью определить (г) путь, который приведет к достижению цели, и следовать этим путем.
На микроуровне лидерство включает в себя представление (а) о статусе лидера и его личных возможностях в отношении (б) фильтров восприятия и мотивации его сотрудников с целью определить и достичь (в) специфических целей в (г) определенном окружении.
Эффективное лидерство включает обращение ко всем перечисленным уровням, и неважно, идет ли речь о личности самого лидера, других людях, системе или целях [2, с. 49].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что диагностика лидерской предрасположенности и лидерских способностей осуществляется с помощью психодиагностических тестов.
Лидерство определяется не только качествами и способностями, но и навыками. К базовым навыкам лидерства относятся: личность лидера; отношения лидера с его последователями; система, внутри которой действует лидер; цель, которой стремятся достичь лидер и его последователи в данной системе. В качестве главных навыков эффективного лидера выступают: продуктивность, умение видеть конечную цель, способность сконцентрироваться на важных деталях, умение найти взаимную выгоду, стремление, прежде всего, понять, а потом – быть понятым другими, совместные действия, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Один из наиболее важных личностных навыков лидера - это способность управлять своим внутренним состоянием. Она включает способность выбирать и поддерживать именно то внутреннее состояние, которое будет способствовать эффективным действиям в качестве лидера. Один из наиболее важных аспектов эффективного лидерства является соответствие между сообщением и тем, кто его отправил. На личностном уровне эффективный лидер - это тот, чьи действия приведены в соответствие с его способностями, убеждениями, ценностями и видением идентификации или миссии.