ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие внутриличностного конфликта в психологии
2. Особенности проявления внутриличностного конфликта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях человеку приходится сталкиваться с рядом трудностей и проблем, которые влекут за собой постоянное психическое напряжение, психологический стресс, возникновение внутриличностного конфликта, проблемы взаимодействия с другими людьми и социальной адаптации.
В современном мире происходит резкое обновление системы ценностей, норм, убеждений, влекущее за собой увеличение противоречий, напряженности и внутриличностных конфликтов. Современные психологи считают, что психологические проблемы человека в настоящее время обусловлены такими явлениями в современном обществе, как возросший индивидуализм, утрата ценности человеческого общения, разобщённость и отчуждение, кризис института семьи и брака, чрезмерная рационализация жизни.
Внутриличностный конфликт несет в себе неоднозначные последствия для человека: он может выступать как причиной развития невротических реакций, так и в качестве источника развития личности. Преодолевая конфликтную ситуацию, индивид может обрести возможности обретения свободы выбора, сознательного принятия ответственности, приобретения адаптивных способностей, самореализации, способствовать осознанию более конструктивных моделей поведения.
Внутриличностный конфликт, который присущ внутренней структуре личности априори, является нормальным явлением. Для структуры любой личности характерны внутренне противоречия и борьба между различными мотивами. Как правило, эта борьба проявляется в легких формах и не способствует нарушению гармоничности личности
В отечественной традиции так же, как и в зарубежной, нет единого определения внутриличностного конфликта. Его называют внутриличностный, внутренний конфликт, внутриличностная борьба, рассогласование, противоречие.
1. ПОНЯТИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
Изучение внутриличностного конфликта в психологии началось с возникновением психоанализа, который глубоко определил развитие психотерапии в ХХ веке, которая либо продолжала его традиции, либо противопоставляла себя им. Изучение психологических теорий авторов зарубежной психологии позволило выявить несколько направлений подхода к внутриличностному конфликту. Наибольшее внимание данному вопросу уделено в психодинамическом подходе к личности человека, характеризуемой внутренней борьбой психических сил, зачастую неосознаваемой человеком.
Проблема внутриличностного конфликта получила значительное освещение в психодинамическом подходе (З. Фрейд, К. Юнг, Х. Кохут, О. Кернберг, К. Хорни), с присущим ему представлением о борьбе интрапсихических сил в человеке, приданием определяющего значения бессознательному как психической силе.
По З. Фрейду, Функция Сверх–Я – это контроль над поступками и мыслями Я, совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Сверх–Я формируется на основе Сверх–Я родителей ребёнка. В связи с этим идеалы Сверх–Я могут оказаться совершенно недостижимыми и, возможно, чуждыми человеку. Отношения между Я и Сверх–Я могут привести к развитию внутриличностного конфликта, если Сверх–Я является слишком строгим судьёй по отношению к «Я» [19, с. 26].
Внутриличностный конфликт, переросший в невротический, подробно описан в теории Карен Хорни. С её точки зрения, конфликты порождаются противоречивыми множествами невротических влечений. В начале своих исследований К. Хорни связывала внутриличностные конфликты с противоречивыми отношениями к другим людям, а затем – с противоречивыми отношениями к самому себе, противоречивыми качествами и множеством противоречивых ценностей. К. Хорни подчёркивала, что конфликты очень часто являются связанными с ценностной сферой, убеждениями личности, значимыми для неё, а не поверхностно усвоенными [20, с. 124].
В теории Карла Юнга одно из основных препятствий для развития человека, процесса индивидуации является идентификация с архетипом персоны, который представляет внешнее проявление человека, характер, роль, которую человек создаёт для себя, чтобы взаимодействовать с другими людьми в социуме. При такой идентификации человек подавляет все тенденции, не подходящие его образу себя. Подавленный материал, не совместимый с персоной, социальными стандартами и идеалами – это архетип Тени. Таким образом, внутриличностный конфликт происходит между архетипами Тени и Персоны. В результате, для человека становится невозможным быть целостным, то есть строить связь между сознанием и бессознательным [21, с. 81].
Р. Ассаджиоли описывает внутриличностный конфликт, связанный с противоречием между образом будущего и существующим положением дел, при котором человек испытывает психологическое напряжение. Внутриличностный конфликт является конструктивным, если человек использует его как стимул для действия и понимает как естественный этап своего развития [3, с. 36].
По Р. Ассаджиоли снижение напряжения и разрешение внутриличностного конфликта возможно осуществить следующими путями:
– приведение идеального к более реалистичному и достижимому;
– помощь человеку в уяснении его идеала и формирование промежуточных цели и идеала, более подходящих для реализации в данный момент [3, с. 40].
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Внутриличностный конфликт характеризуется нарушением равновесия, затруднением видов деятельности, проекцией психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими. Внутриличностные противоречия, всё более сложные, а также их разрешение, являются неотъемлемой частью развития и становления личности. После детского возраста основной сферой возникновения противоречий становится самосознание личности [6, с. 5].
С точки зрения исследователей (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов), острота переживания внутриличностного конфликта может быть разной по интенсивности, что определяется субъективной составляющей. По своему характеру внутриличностные конфликты могут быть деструктивными и конструктивными [2, с. 147].
Последствия внутриличностного конфликта для личности на начальном этапе его развития представлены преимущественно в негативном ключе. С.Р. Пантилеев отмечал, что внутриличностный конфликт протекает на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять и изменить [9, с. 69].
Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют:
– личностные (сложный внутренний мир, развитая иерархия мотивов, системы чувств, склонность к самоанализу);
– ситуативные (ко внешним относятся объективные препятствия, требования социума., других людей; к внутренним относятся: противоречие между значимыми отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).
Переживание внутриличностного конфликта – особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание [2, с. 308].
В работе Ю.Н. Юрлова внутриличностный конфликт рассматривается как состояние личности, при котором существует ярко выраженное противоречие между личностно-значимыми мотивами, целями, ценностями, совместная реализация которых в данный момент невозможна. В зависимости от лежащего в его основе противоречия внутриличностный конфликт может быть следующих видов:
– конфликт потери смысла двух ведущих мотивов;
– конфликт завышенных требований к себе;
– конфликт влечений;
– ролевой конфликт;
– конфликт комплекса неполноценности [22, с. 10].
Внутриличностный конфликт проявляется в когнитивной, эмоциональной и поведенческих сферах личности:
– в когнитивной сфере происходит снижение самооценки личности, противоречивости образа «Я актуальное», в значительной рассогласованности между образами «Я актуальное» и «Я идеальное»;
– в эмоциональной сфере – отмечается доминирование негативного фона настроения, тревожность;
– в поведенческой сфере – наблюдается снижение интенсивности и эффективности коммуникационных связей, объективных и субъективных показателей в учебной и служебной деятельности [22, с. 11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что проблема внутриличностного конфликта рассматривалась многими зарубежными и отечественными психологами. В психоанализе внутриличностный конфликт порождается противоречивыми множествами невротических влечений и связаны с противоречивыми отношениями к самому себе, противоречивыми качествами и множеством противоречивых ценностей. В гуманистическом подходе к личности человека, в целом, внутриличностный конфликт связан с тем, что у человека не удовлетворены потребности в самореализации и самоактуализации. Согласно гештальт-психологии внутриличностный конфликт обусловлен наличием множества противоречивых «Я» в личности. Среди отечественных исследователей собственно внутриличностный конфликт изучался представителями клинического направления, которые рассматривают его как основу возникновения невротических реакций. Современные отечественные исследователи понимают внутриличностный конфликт как противоречие между реальным и идеальным. Если внутриличностный конфликт отечественными психологами обычно соотносится с личностью и понятием мотива, то некоторые авторы соотносят его с Душой человека, как определённым уровнем организации психики человека. Внутриличностный конфликт характеризуется нарушением равновесия, затруднением видов деятельности, проекцией психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991.– 302 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Академия, 2005. – 551 с.
3. Ассаджоли, Р. Психосинтез / Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2008. – 384 с.
4. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 246 с.
6. Грешнев, Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Д.В. Грешенев. – Тамбов, 2002. – 19 с.
7. Джеймс, У. Психология / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с.
8. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев Политиздат Украины 1989. – 176 с.
9. Красильников, И.А. Феномен внутриличностного конфликта в социальном психоанализе / И.А. Красильников // Известия Саратовского университета. – 2014. – № 4. – С. 68-73.
10. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 408 с.
11. Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под ред. В.И. Белопольского. – М.: Когито-центр, 2002. – 527 с.
12. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
13. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 426 с.
14. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов / Н. Пезешкин. – СПб.: Речь, 2002. – 288 с.
15. Польстер И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности / Пер. с англ. А.Я. Логвинской. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 240 с.
16. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: «Прогресс», 1994. – 478 с.
17. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. – 1992. – № 1. – С. 107-117.
18. Флоренская, Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия / Т.А. Флоренская. – М.: «Школьная пресса», 2001. – 96 с.
19. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / З. Фрейд. СПб.: Азбука, 2009. – 416 с.
20. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с.
21. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – М.: «Университетская книга, 1997. – 709 с.
22. Юрлов Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.Н. Юрлов. – М., 1996. – 19 с.