Тема: Мышление. Развитие мышления
Литература
Тема: Мышление. Развитие мышления
Цели занятия:
Образовательная: изучить мышление как познавательный процесс, развитие мышления, воспитание толерантного отношения к индивидуальным особенностям личности;
Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформировать коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, умения работать в коллективе.
Методическое обеспечение: компьютер, доска, раздаточный материал.
Тип урока: Комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие студентов. Проверка присутствующих на уроке. Проверка домашнего задания
II. Объяснение нового материала.
Мышление – это высшая степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности; процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности; процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.
При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Данный тип мышления не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.
Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько упражнений:
- Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
- При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
- Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
- Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
- Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?
Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:
- понятие – когда предметы группируются по признакам;
- суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
- умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.
Психология мышления /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова – 2-е изд., переаб. и доп. –М.. 2008.