Преступление 1.
В случаях, когда низкий уровень психического развития обусловлен естественной возрастной незрелостью (как правило, это малолетние потерпевшие в возрасте до 9-10 лет), можно констатировать понимание только внешней стороны юридически значимых событий, без осознания биологического и социального их смысла. У малолетних потерпевших старше 10-11 лет и у несовершеннолетних необходимо тщательно исследовать индивидуальную структуру познавательной деятельности и уровень личностного созревания.
Следует выяснить:
1. Уровень психического развития Н.
2. Индивидуально-психологические особенности Н.
Методики их диагностики хорошо разработаны в рамках нейролингвистического программирования.
Преступление 2.
1. Имеются ли у Л. признаки повышенной внушаемости?
2. Имеется ли у Л. повышенная склонность к фантазированию?
3. Имеется ли у Л. не соответствующий ее возрасту интерес к сексуальным вопросам? Обоснуйте выбор соответствующих методов для проведения судебноэкспертного исследования и дачи заключения по поставленным вопросам.
Преступление 3.
3.1. Назовите основные методы, используемые экспертом-психологом в данной СПЭ?
3.2. Что и каким образом необходимо эксперту-психологу еще выяснить по данному делу, чтобы дать заключение на вопрос «Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?»
Преступление 1.
В случаях, когда низкий уровень психического развития обусловлен естественной возрастной незрелостью (как правило, это малолетние потерпевшие в возрасте до 9-10 лет), можно констатировать понимание только внешней стороны юридически значимых событий, без осознания биологического и социального их смысла. У малолетних потерпевших старше 10-11 лет и у несовершеннолетних необходимо тщательно исследовать индивидуальную структуру познавательной деятельности и уровень личностного созревания.
Следует выяснить:
1. Уровень психического развития Н.
2 Индивидуально-психологические особенности Н.
Методики их диагностики хорошо разработаны в рамках нейролингвистического программирования.
Решение
- Для исследования процессов внимания и памяти используются методика «Заучивания 10 слов» (выявляет объем кратковременной памяти, когда материалом для запоминания выступают слова), методика «Узнавание фигур» (измеряет объем кратковременной образной памяти), методики «Запоминание двух рядов слов» и «Группировка» (выясняют владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого), методика исследования процесса зрительного узнавания, метод опосредованного запоминания, метод обнаружения зрительного эйдетизма.
Преступление 2.
1. Имеются ли у Л. признаки повышенной внушаемости?
Эмоционально-мотивационная сфера, а также особенности воображения и внушаемости подэкспертного исследуются при помощи проективных методик ТАТ, САТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.
Так, данный вопрос следует выяснить для того, не заставляет ли лицо, которое является подозреваемым говорить неправду.
2. Имеется ли у Л. повышенная склонность к фантазированию?
Здесь нужно выяснить вопрос о самосознании и самооценке, где исследования проводятся репертуарными решетками Келли, шкалами самооценки по Дембо-Рубинштейн и пр.
3. Имеется ли у Л. не соответствующий ее возрасту интерес к сексуальным вопросам? Обоснуйте выбор соответствующих методов для проведения судебноэкспертного исследования и дачи заключения по поставленным вопросам.
Если выяснится внушаемость, то это будет пассивно-подчиняемый тип поведения потерпевших, когда они без сопротивления, беспрекословно выполняют все требования насильника, подчиняются его указаниям. Для этих подэкспертных характерны такие черты личности, как внушаемость.
Преступление 3.
3.1. Назовите основные методы, используемые экспертом-психологом в данной СПЭ?
Следует использовать опросники Кеттела, ПДО, Шмишека для выяснения характера потерпевшей. Самосознание и самооценку исследуют репертуарными решетками Келли, шкалами самооценки по Дембо-Рубинштейн. Анализ материалов дела, беседа.
3.2. Что и каким образом необходимо эксперту-психологу еще выяснить по данному делу, чтобы дать заключение на вопрос «Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?»
Следует выяснить «способность понимать характер и значение действий преступника». При анализе способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий эвристичной представляется концепция уровней понимания, предложенная Ю.Л. Метелицей.